История фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот

В начале октября 1833 года молодой английский джентльмен делал зарисовки пейзажей на берегу озера Комо. Для более точного воспроизведения реалистической композиции он использовал специальный прибор, прикрепляющийся к чертежной доске и состоящий из регулируемой стеклянной призмы. Прибор под названием "Люцида" (Lucida), подобный камере обскура, позволял увидеть на планшете рисуемый пейзаж. Кажется, нет ничего проще, чем обвести карандашом контуры зданий, растительности, далекие горы. Однако, как вспоминал потом молодой джентльмен, "это только казалось простым, потому что отражение на бумаге казалось красивым, но карандаш оставлял на бумаге лишь хаос и меланхолию" .

Молодым джентльменом был будущий художник Уильям Генри Фокс Тальбот, выпускник кембриджского Тринити колледжа и недавно избранный членом парламента в Палате Общин.

Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства. Он опубликовал четыре книги и 27 научных статей по различным предметам и был членом Астрономического Королевского общества. В его записной книжке среди списка покупок обнаруживаются списки книг для будущего штудирования, сложные математические формулы и обозначение результатов каких-то экспериментов.

Разочарованный неудовлетворительными результатами работы с камерой "Люцида", Тальбот вспомнил свой опыт, полученный десять лет назад при работе с камерой обскура. Камера обскура - деревянный ящик с объективом на одном конце и матовым стеклом на другом - позволяла аналогичным образом переводить на бумагу очертания пейзажа, воспроизводимом на матовом стекле. Но тогда Тальбот грешил на слабость своей рисовальной техники и недостаточность навыков. Теперь он с удовольствием вспоминал "неповторимую красоту изображения картины природы, которую стекло объектива камеры бросает на бумагу, и которое так быстро исчезает" .

Воспоминание заставило Тальбота задуматься, "как мило было бы, если бы можно было эти естественные изображения надолго запечатлеть на бумаге" . "А почему нет?" - спросил себя Генри и немедленно записал свои мысли в записную книжку, чтобы дома провести один эксперимент. Эксперимент же заключался в отыскании природного материала, который был бы способен рисовать картины под воздействием света.

В январе 1834 года Генри Тальбот вернулся домой в Лакосское аббатство (около 85 миль к западу от Лондона). В течение нескольких месяцев он проводил эксперименты, идея которых пришла ему на берегу озера Комо, и вскоре обнаружил, что лист писчей бумаги покрытой раствором нитрата серебра, чернеет на солнце. Это открытие Тальбот использовал для того, чтобы сделать точные копии очертаний ботанических образцов: он клал растение на бумагу, покрытую нитратом серебра, прижимал стеклом и оставлял на солнце. Там, где свет беспрепятственно падал на бумагу, она темнела, а листья, полностью закрывающие свет, оставляли бумагу белой. И Тальбот назвал свое новое открытие "Искусством фосфорицирующего рисования".

Целый год Тальбот пытался "улучшить химию" своего открытия, используя солнечные дни, но до той поры, пока не пришло потрясающее известие, что некий предприимчивый француз Луи Даггер изобрел принципиально иной способ получения картинок на металлических пластинках (даггеротипия). Даггер опережал события, а между тем Тальбот только собирался опубликовать результаты своих экспериментов. Он прекрасно знал, что его метод отличается от предложенного Даггером, но все же больше подходил для фиксации теней образов, растений, кружева и аналогичных плоских объектов при непосредственном контакте со светочувствительным материалом .

Хотя контактные рисунки были красивы и полезны в качестве научного документирования объектов, Генри Тальбот знал, что для дальнейшего развития необходимо найти способ получения снимков со значительно меньшей выдержкой, а лучше всего моментально. И после ряда экспериментов он создал химический состав, который после экспонирования не оставляет видимых следов на бумаге, но, тем не менее, воспринимает и оставляет скрытое изображение, которое могло стать видимым после обработки галловой кислотой. Это открытие Тальбот запатентовал в феврале 1841 года как "калотип-процесс" (от греческого Kalos красивый), чем открыл обширное поле деятельности для фотографов.

Единственное, чего пока не знал Генри Тальбот, это то, что сенсибилизированный раствор соли фиксируется лишь частично и отпечатки долго не сохраняются. Средство фиксации фотографических изображений придумал выдающийся ученый сэр Джон Гершель. Это средство на основе гипосульфата соды Тальбот использовал для закрепления отпечатков, сделанных им в начале 1840-х годов, и до сих пор используется в составе фиксажа для черно-белых фотографий.

Собрав все части своих находок, открытий и изобретений, Генри Тальбот задался целью продвижения своего проекта на родине и за рубежом. Он побывал в Париже с целью заключения лицензионного договора с французским патентным бюро относительно процесса калотипии, но безуспешно. Дома же он легко продемонстрировал коммерческую жизнеспособность изобретения, проиллюстрировав книгу "Карандаш природы", изданную в 1844 году. Менее чем за десятилетие Тальбот придумал и воплотил в жизнь новый способ получения изображения, усовершенствовал оптические и химические аспекты искусства фотографии.

Последние 25 лет своей жизни Уильям Генри Фокс Тальбот посвятил разработке и совершенствованию эффективного процесса фотогравюры. Данное занятие оказалось бесполезным и просто удивительно, зачем нужно было тратить столько времени на разработку печати с чернилами вместо светочувствительных солей серебра. Хотя некоторые моменты "чернильных" разработок Тальбота нашли место в связи с изобретением принтера, оригинальное изобретение остается несовершенным.

Среди наиболее известных композиция Тальбота, "Открытая дверь" является сознательной попыткой художника создать фотографическое изображение в соответствии с британским вкусом к голландской жанровой живописи 17-го века.

Семена одуванчика - кспериментальное доказательство потенциала разрабатываемой Тальботом фотогравюры.

Фотография включенная в книгу "Sun Pictures", опубликованную в Шотландии в 1845 году. Романтическое настроение, переданное в фотографии, вполне подходит к образу писателя. Могила, сокрытая навесом готических руин, сами руины окружены ажурным контуром крон деревьев, заменяющих трансепты здания, и вся сцена имеет глубокий тон калотипа.

Фотографии в тексте.

1. Снимок из "Album di Disegni Fotogenici", или альбома Бертолони.

Художники часто включают в сложные цветочные и фруктовые композиции натюрмортов изделия из граненого хрусталя или изделий из стекла в качестве демонстрации виртуозности своей живописной техники. Написание красками прозрачного объекта, который видим только потому, что в нем отражаются другие предметы натюрморта, является особой задачей и в случае успеха вызывает восторг у зрителя. Создав эту фотографию, Тальбот будто пытается сказать: "Посмотрите, новое искусство фотографии способно дать вам не один бокал, а целую полки, полные хрусталя" .


Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 11 февраля 1800 - 17 сентября 1877) - английский физик и химик, один из изобретателей фотографии. Изобрел негативно-позитивный процесс, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий.
Уильям Генри Фокс Тальбот.1864.


Родился 11 февраля 1800 в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет), был единственным ребенком в семье Уильяма Давенпорт-Толбот (1764-1800) и Елизаветы Терезы Толбот (1773-1846), второй дочери Графа Илчестера. Когда Уильяму Тальботу исполнилось только 5 месяцев, его отец умер. Матери через 4 года вышла замуж за Чарльза Филдинга (1780-1837). Талбот активно использовал семейные связи в научных и политических кругах, что вызвало сильное возмущение его оппонентов.Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.
Портрет Тальбота 1844

В 1823 году во время своего первого путешествия по Италии Толбот пользовался камерой-обскурой для зарисовки пейзажей с натуры. Он искренне восхищался красотами чужой страны и, наблюдая за повседневной жизнью иностранцев, мечтал запечатлеть все увиденное. Изобретатель не планировал заниматься каким-то определенным жанром, такого понятия, как жанровая фотография, тогда просто не существовало. Однако в его знаменитом альбоме калотипии «Карандаш природы» (1844–1846) есть снимок «Приставная лестница», на котором четко просматривается бытовой сюжет, характерный для жанрового снимка.
«Приставная лестница» из альбома «Карандаш природы», 1844–1846.

В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см.
Портрет лакея, 1840 год, выдержка 3 минуты

В 1840 году открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально ее окрестили «толботипией».
Портрет Элы, дочери Тальбота. начало 1840-х

Изобретатель Дагерротипии – Луи Жак Манде Дагер, представил ученому совету почти такое же свое открытие в 1939 году, но в отличии от процесса Тальбота, дагерротип создавался на стекле, а не на бумаге. Несмотря на то, что к 1839му году Тальбот давно знал о таком способе получения отпечатков, его открытие не было признано первым. Тем не менее, история расставила все точки над і, и фотосъемка последние 100 лет велась именно с помощью техники, которую открыл Уильям Генри Фокс Тальбот. К тому же, негативно-позитивный процесс позволяет делать копии с негатива, а в дагерротипии такого быть не может (негатив там отсутствует).
Плотники за работой. 1842

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съемки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в емкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.
Лекок-Абби. 1842

В 1844 году Тальбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями: The Pencil of Nature; при этом он использует вручную нарисованные калотипии.
Обложка книги The Pencil of Nature

Также открыл эффект Тальбо - самовоспроизведение изображения периодической решетки. В статье, опубликованной в журнале «Philosophical Magazine» за 1836 год, он описывает опыты, в которых он обнаружил периодическую смену цветов в изображении дифракционной решетки, когда отодвигал от нее фокусирующую линзу, используемую для наблюдения. В его работе нет ни количественных измерений, ни попытки объяснить наблюдаемое.
Подвесной мост в Руане, Франция.1843

Умер Тальбот в Лейкок-Абби (графство Уилтшир) 17 сентября 1877.
Леди Элизабет Тереза Филдинг. 1843

Спящий Николас Хеннеман. 1843

Портрет Горации Марии Филдинг и Томас Гасфорда.1843

Портрет молодого мужчины. 1843

Открытая дверь,1843

Лондонская улица 1845

Портрет Невилла Стори-Маскелина.1845

Рыночная площадь, 1845

Торговцы фруктами.1845

Улица города.1845

Фокс Тальбот со своими ассистентами за работой, 1845

Фотостудия Тальбота.1845

Улица во Франкфурте, пасмурный день, 32 минут в камере 1846

Рассел-стрит 1848

Церковь Святой Троицы, Оксфорд-роуд,1848

Толбот с камерой-обскура

Уильяму Генри Фоксу Толботу (1800–1877) принадлежит одно из самых значительных открытий в истории фотографии - изобретение негативно-позитивного процесса.

Единственный сын Уильяма Давенпорта Толбота и леди Элизабет Фокс Стренгвейз - Уильям Генри Фокс - родился в городке Мельбюре, графство Уилтшир. Наследник аристократического рода, он получил блестящее образование, с отличием окончив Тринити-колледж в Кембридже, где изучал математику, физику, литературу и классические языки. В 1822 году он был принят в члены Королевского астрономического общества, в 1832-м - Королевского общества. Член парламента, биолог, ассириолог, он, безусловно, был одной из самых ярких фигур своего времени.

Важное изобретение

Увлекшись политикой, Толбот довольно быстро теряет к ней интерес и вскоре после окончания колледжа уезжает в путешествие по Европе. Красота итальянских пейзажей поразила молодого ученого. Но, будучи наделенным тонким художественным вкусом, Толбот практически не умел рисовать. Сначала для своих эскизов он использует камеру-люциду. Но вскоре он отказывается от нее, так как работа с ней по-прежнему требует навыков рисования и точности руки.

Тогда Толбот обращается к простейшему виду фотокамеры - камере-обскуре. Результатом фотографических опытов стало изобретение им светочувствительной бумаги. Он обнаружил, что, если погрузить лист бумаги в слабый раствор соли, а после его высыхания окунуть в раствор нитрата серебра, на бумаге образуется хлорид серебра, элемент, чувствительный к свету. После экспонирования и обработки Толбот получал негативное изображение.

Первые фотографии на бумаге

Продолжая экспериментировать с камерой-обскурой, он обнаружил, что лучший результат дают маленькие камеры, так как им требуется гораздо меньше времени на экспонирование. Соорудив несколько таких «мышеловок», как их называла его жена, он расставил их вокруг своего дома, аббатства Лакок. Именно тогда им и была сделана одна из первых в мире фотографий (август 1835 г.), экспозиция которой длилась 30 минут.

В 1844 году он описал процесс своих поисков и его результат в книге «Карандаш природы», ставшей первым коммерческим изданием, иллюстрированным фотографиями.

В январе 1839 года сообщение французского физика Франсуа Араго о методе дагеротипии в Парижской академии наук побудило Фокса Толбота первым опубликовать информацию о своем процессе. Уже через две недели он выступил в Королевском обществе, продемонстрировав работы четырехлетней давности, в том числе и фотографии аббатства Лакок. Некоторое время спустя он анонсировал и технические подробности метода «фотографического рисования», опередив Луи Дагера (Louis Jacques Mande Daguerre), выступившего только в августе того года.

Совершенствование технологии

Толбот продолжил свои фотографические эксперименты. В 1840 году он обнаружил (Дагер - двумя годами раньше), что обработка экспонированных негативов галловой кислотой позволяет сократить время проявки до нескольких минут, тогда как раньше на это уходили часы. После проявки Толбот пользовался теплым раствором гипосульфита, чтобы зафиксировать изображение, затем промывал негатив в чистой воде, просушивал и натирал воском, делая его прозрачным. Путем контактной печати он делал с этих негативов позитивные изображения на хлоросеребряной бумаге. Полученные таким способом изображения он назвал «калотипами» (от греч. Καλός - «прекрасный»). Позднее их стали именовать «толботипами» в честь их изобретателя. Одним из основных преимуществ этого метода было то, что полученный негатив позволял получать неограниченное число позитивов. В 1842 году Толбот был награжден Рамфордской медалью Королевского общества за свои открытия в области фотографии.

В 1841-м Толбот запатентовал свое изобретение на 14 лет. Ровно столько же длились распри между ученым и фотографами, требовавшими снижения стоимости лицензии.

В 1852 году в газете The Times появилось открытое письмо президента Королевского общества лорда Росса (Lord Rosse) и президента Королевской академии Чарльза Локка Истлейка (Charles Lock Eastlake), в котором они призывали Толбота отказаться от патента, указывая на то, что его упрямство тормозит развитие фотографии.

В ответ Толбот согласился отменить плату для фотографов-любителей, но профессиональные фотографы-портретисты по-прежнему должны были отчислять изобретателю немалые деньги (100 фунтов за первый год использования и 150 - за каждый последующий). Возможно, причина, вынудившая Толбота на такой шаг, крылась в том, за годы фотоэкспериментов он сам потратил целое состояние. Но, как бы то ни было, общественность негодовала, а количество судебных дел, которые Толбот открывал против незаконных пользователей его изобретения, росло. Это стало одним из поводов, почему в 1855 году, после того как истек срок патента, Толбот решил не продлевать его, тем самым сделав свой метод общедоступным.

Прообраз современной фотографии

Калотипия так и не смогла сравняться в популярности с изобретением Дагера (отчасти и по вине самого Толбота). Но, в отличие от дагеротипии, исчезнувшей после 1860-х, она просуществовала гораздо дольше и стала основой современных фотографических процессов. Кроме того, Толботу первому среди изобретателей фотографии удалось решить еще одну очень важную задачу - увеличение снимков. Он обнаружил, что с небольшого негатива можно получать увеличенные позитивные копии, и осуществил свою идею на практике.

Всю свою жизнь Уильям Генри Фокс Толбот прожил в родовом поместье аббатства Лакок, где и скончался в 1877 году в возрасте 77 лет. Несмотря на то, что поначалу изобретение Толбота не считалось лучшим и наиболее перспективным в мире, именно на его основе развивалась фототехника в дальнейшем. И кто его знает, возможно если бы не Толбот, история таких производителей фотоаппаратов и оборудования, как Эпсон , Самсунг , Кэнон и других, пошла бы совсем не тем путем.

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Представляют выставку

УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС ТАЛЬБОТ. У ИСТОКОВ ФОТОГРАФИИ

Даты проведения: 6 февраля – 8 апреля 2018
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Куратор выставки: заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова

Микрофотография. Крылья бабочки
1839–1840
Калотипия. Солёная бумага, негатив

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800–1877). На выставке будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, - около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений - камера-обскура и камера-люцида - из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.

Библиотека. Лист VIII из альбома «Карандаш природы»
1841–1844

Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Образец кружева
Около 1840
Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787–1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы»
9 августа 1843
Калотипия. Бумага; соляная печать, с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: «Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно - мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье».

Директор Национального музея науки и медиа Джо Куинтон-Таллок: «Собрание Тальбота в нашем музее отличает не только изобилие его работ, но и глубокая интеллектуальная составляющая. Эта коллекция, наряду с другими экспонатами, представляющими разнообразные фотографические процессы и технологии, всегда привлекает внимание исследователей со всего мира и вызывает неизменный общественный интерес в галереях и на выставках».

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения “светописи” от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки и пр. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции: для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию; как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии».

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде является частью национальной научной музейной группы. Постоянная экспозиция музея посвящена фотографии, телевидению, анимации, видеоиграм, Интернету и проблемам изучения света и цвета. В исследовательском центре музея хранится 3,5 миллиона экспонатов, которые зрители могут увидеть на временных выставках.

Музей Виктории и Альберта в Лондоне

Музей Виктории и Альберта является самым большим в мире музеем декоративно-прикладного искусства и дизайна. В его собрании, не имеющем себе равных по разнообразию и объему, представлены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам и культурам, в том числе керамика, мебель, ткани, костюмы, украшения, изделия из металла и стекла, фотографии и картины.

Ольга Аверьянова - куратор выставки, кандидат искусствоведения, преподаватель, художник, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор выставок «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990–2005» (2012), «Обнаженные. От мрамора к фотографии. Совместный проект журнала Vogue и ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2013), «Ман Рэй. Портреты» (2014), «Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» (2016), «Ясумаса Моримура. История автопортрета» (2017), проходивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.

Расселл Робертс - куратор-консультант, доктор, исследователь наследия Тальбота, в 1998–2006 – Руководитель отдела фотографии в Национальном Музее фотографии, кино и телевидения в Брэдфорде (в наст. время Национальный музей науки и медиа).

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800–1877)

11 февраля 1800 Родился в поместье Мельбури (графство Дорсет, Англия).
1817–1825 Учился в Тринити-колледже (Кембридж). Окончил колледж со степенью магистра.
1831 Стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. 1832 Женился на Констанс Манди (1811–1880). Избран в парламент от округа Чиппенхэм.
1833 Во время путешествия по Италии у Тальбота родилась идея о возможности печати и фиксирования изображения, полученного с помощью камеры-обскуры.
1834 В Аббатстве Лакок приступил к фотографическим экспериментам с использованием писчей бумаги, растворов поваренной соли и нитрата серебра. В результате изобрел способ получения бумажных негативов, которые назвал «фотогеническими рисунками».
1835 Обнаружил возможность получения на светочувствительной бумаге позитивного отпечатка с негатива. Доказал возможность тиражирования снимков, но результаты своих опытов не опубликовал.
1839 Узнал об открытии французом Луи Дагером способа зафиксировать изображение, полученное с помощью камеры-обскуры. Выступил перед Королевским обществом с докладом «Некоторые выводы об искусстве фотогенического рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника».
1841 Доработал фотографический процесс, позволявший делать отпечатки с негативов. Дал своему изобретению название «калотипия» и запатентовал его.
1844 Издал альбом «Карандаш природы», проиллюстрировав его оригинальными фотографическими отпечатками и написав к ним сопроводительные тексты о возможностях фотографии.
1845 Издал альбом «Солнечные картинки Шотландии», посвященный местам, связанным с жизнью и творчеством Вальтера Скотта.
1851 Объявил использование изобретенного Скоттом Арчером мокроколлодионного процесса нарушением своего патента на калотипию.
1852 Получил патент на изобретенный им процесс «фотографической гравюры», позволявший создавать форму для глубокой печати и печатать фотографическое изображение стойкой типографской краской.
1853 Проиграл судебный процесс против дагеротиписта Мартина Лароша. В судебном решении Тальбота признали изобретателем фотографии, однако нарушение его патента со стороны других фотографов не было подтверждено.
1858 Усовершенствовал процесс «фотографической гравюры», получивший теперь название «фотоглифия», и запатентовал его.
1862 Получил призовую медаль за фотоглифическую гравюру на Всемирной выставке в Лондоне.
17 сентября 1877 Умер в Аббатстве Лакок.

Use Scan QR Code to copy link and share it

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800-1877). На выставке будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье - Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos - красивый и typos - отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787-1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки - был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840-1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: «Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно — мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье».

Директор Национального музея науки и медиа Джо Куинтон-Таллок: «Собрание Тальбота в нашем музее отличает не только изобилие его работ, но и глубокая интеллектуальная составляющая. Эта коллекция, наряду с другими экспонатами, представляющими разнообразные фотографические процессы и технологии, всегда привлекает внимание исследователей со всего мира и вызывает неизменный общественный интерес в галереях и на выставках».

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения “светописи” от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки и пр. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции: для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию; как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии».

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова - одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой - специалиста по истории европейской литературы XIX-XX веков, Ирины Чмыревой - искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: