Иных фондов не превышает 25. Изменились критерии для отнесения организаций и ип к субъектам малого и среднего предпринимательства

Описание ситуации:

Существует вероятность, что в нашей организации к концу года (в ноябре) оборот по реализации превысит установленный предел для малых предприятий. Если это произойдет, то:

Вопросы:

1.Утрачивает ли предприятие статус малого с нового года?

2.В полном ли объеме сдается отчетность за год?

3.Применяется ли в данном случае ПБУ 18/02 (если да, то с какой даты)?

Ответы на вопросы:

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства определены в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предельный размер выручки для субъектов малого предпринимательства определен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. №556 и составляет:

  • для малых предприятий - 400 млн. руб. в год (без НДС);
  • для микропредприятий - 60 млн. руб. в год (без НДС).

Фактические значения определяются по итогам календарного года. И только если они будут превышать установленные предельные значения в течение 2 календарных лет подряд, по истечении этих 2 лет предприятие переходит в другую категорию.

Отметим, также, что может возникнуть ситуация, когда определенные по этим показателям категории субъектов предпринимательства будут различаться. В таких случаях следует судить о принадлежности бизнеса к малому или среднему, исходя из наибольшего по значению показателя.

Это означает, что если по средней численности коммерческая организация относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам, то, по нашему мнению, этот субъект следует считать субъектом среднего предпринимательства.

Если хозяйствующий субъект не соответствует субъектам малого предпринимательства по средней численности (но этот показатель в пределах ограничения для субъектов среднего предпринимательства), а по выручке (или балансовой стоимости) находится в пределах ограничений, установленных для малого предпринимательства, то он будет считаться средним.

1.Таким образом, учитывая приведенные выше нормы законодательства РФ (критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства), представляется, что если в организации, являющейся малым предприятием, показатели или условия, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, превысят допустимые значения на протяжении двух лет подряд, то организация перестает быть малым предприятием и переходит в категорию среднего. При этом, как отмечено выше, достаточно, несоблюдения хотя бы одного критерия.

2. Учитывая, что статус предприятия определяется по итогам двух лет, то предприятие, являвшееся малым, обязано будет подавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме лишь по итогам года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия. В указанном в запросе случае, если организацией не соблюден какой-либо критерий по итогам первого года, то она не теряет статус малого предприятия, и не обязано предоставлять отчетность в полном объеме.

3. В соответствии с п.2 ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н данное Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями. В отношении всех остальных организаций его применение обязательно. Соответственно, организация являвшаяся малым предприятием, обязана применять указанное ПБУ с начала года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия (по итогам которых она теряет статус малого предприятия).

На заметку!

Неприменение ПБУ 18/02 может рассматриваться как уклонение от ведения бухгалтерского учета в установленном порядке.

Согласно ст.18 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, под которым, в частности, понимается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Это означает, что уклонение от применения ПБУ 18/02 может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения ПБУ 18/02 должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ.

Однако, по нашему мнению, возникновение указанных выше рисков является маловероятным.

В субъекте малого предпринимательства, кроме того, средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица".

Таким образом, из положений статьи 3 Закона №88-ФЗ следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

  • организация должна быть только коммерческой;
  • доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;
  • доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Какие предприятия считают коммерческими

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

  • хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

  • хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Кого считают работниками в малом предприятии

Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Есть ли ограничения по выручке?

Отметим, что критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объемам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Какой вид деятельности профильный

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (пункт 1 статьи 3 №88-ФЗ).

Физические лица как малые предприниматели

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 3 №88-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством.

Причем в физическими лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Итак, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Формулировки в законе

Закон N209-ФЗ

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Действует Редакция от 29.08.2003

ПИСЬМО Минфина РФ от 29.08.2003 N 04-02-05/7/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 14 июля 2003 года N 150 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены ограничения применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

Учитывая, что в целях налогообложения организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные организации ( Кодекса), полагаем, что подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекс устанавливается ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

Например, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов. В данном случае напрямую разделено долевое участие в уставном капитале малого предприятия организаций и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, нет оснований для установления ограничений на право перехода на упрощенную систему налогообложения государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с положением, предусмотренным подпунктом 14 пункта 3

Постановление ФАС Московского округа от 28.01.2004 N КА-А40/11479-03 Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных законом предельных уровней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

(извлечение)

ООО “Фруктовые реки“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы (далее - налоговый орган, Инспекция) N 02-01/217 от 19.05.03 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.

Решением от 28.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.03, заявленные Обществом требования удовлетворены. При этом судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтверждается правомерное применение ООО “Фруктовые реки“, как субъектом малого предпринимательства, льготы по налогу на прибыль.

В кассационной жалобе ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы просит решение и постановление суда отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать, поскольку заявитель не является субъектом малого предпринимательства и применение им льготы, предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, неправомерно.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Представитель заявителя против отмены судебных актов возражал по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям и указал, что ООО “Фруктовые реки“ правомерно использовало льготу, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства, а позиция Инспекции об определении статуса малого предприятия с учетом “косвенного“ участия неправомерна, так как не основана на законе.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

Критерии, в соответствии с которыми коммерческие организации признаются субъектами малого предпринимательства, определены в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, где установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, установил, что в период применения ООО “Фруктовые реки“ льготы по налогу на прибыль (2002 г.), Общество являлось малым предприятием, отвечающим критериям, установленным ст. 3 вышеназванного Федерального закона N 88-ФЗ.

В связи с этим суды обеих инстанций пришли к выводу о правомерном применении заявителем льготы по налогу на прибыль, предусмотренной Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что заявитель не являлся малым предприятием, противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, материалам дела и направлено на их переоценку, что недопустимо в суде кассационной инстанции.

Материалами дела подтверждается, что 25 процентов доли в уставном капитале Общества принадлежит ЗАО “ТК Вимм-Билль-Данн“, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, а 75 процентами доли обладает малое предприятие ООО “Нектарин“.

Вывод суда о том, что ООО “Нектарин“ является малым предприятием, основан на исследовании представленных в материалы дела доказательств: учредительных документов ООО “Нектарин“; отчетах о прибылях и убытках за 2002 г.; сведений, подтверждающих отнесение организации к субъектам малого предпринимательства для предоставления налоговых льгот, освобождения от уплаты авансовых взносов и применения упрощенной системы налогообложения за 2002 г.; пояснительной записки к балансу за 2002 г.; Расчета удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса стоимости производственных фондов; свидетельства Новосибирского Облкомстата о присвоении кодов видов деятельности ООО “Нектарин“ и расшифровки к нему.

Перечисленные документы представлялись ООО “Нектарин“ в налоговый орган по месту учета (ИМНС РФ по Кировскому району г. Новосибирска) для применения им налоговых льгот как малым предприятием, проверены Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, охватившей и период, когда данное Общество обладало 75% доли в уставном капитале заявителя, и применение ООО “Нектарин“ налоговых льгот, в частности по налогу на прибыль, признано Инспекцией правомерным (т. 1, л. д. 60 - 65).

Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы суда, налоговым органом не представлено.

Доводы в жалобе относительно статуса ЗАО ПАГ “Родник“ в 2001 г. проверялись судом и признаны необоснованными и не влияющими на правомерность применения заявителем налоговой льготы в 2002 году, поскольку, как указал суд, получение льготы по налогу на прибыль малым предприятием возможно в любом периоде его деятельности при наличии существенных признаков малого предприятия и до истечения срока пользования льготой, в течение четырех лет с момента создания предприятия.

Вывод суда не противоречит закону и налоговым органом не оспаривается.

Является правильным и вывод суда о том, что налоговое законодательство не содержит каких либо запретов на взаимное владение предприятиями долями друг друга или ограничений на применение льгот при такой ситуации.

Как указано выше, критерии отнесения к малым предприятиям установлены специальным законом о государственной поддержке малого предпринимательства, которым не предусмотрено определение доли участия одного предприятия в другом методом “косвенного“ участия.

При таких обстоятельствах, приведенный Инспекцией в кассационной жалобе расчет доли косвенного участия ЗАО “ТК Вимм-Билль-Данн“ в ООО “Фруктовые реки“ и ООО “Нектарин“ не основан на законодательстве и не может рассматриваться как основание к изменению статуса заявителя и отказу в применении налоговой льготы.

Иные выводы суда налоговым органом не оспариваются, а приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

С учетом всего вышеизложенного, оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.07.2003 и постановление от 13.10.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-21327/03-107-288 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.

Вопрос: ...Согласно ст.3 Закона n 88-ФЗ доля субъектов РФ в уставном капитале субъекта малого предпринимательства не должна превышать 25%. Относится ли предприятие к субъектам малого предпринимательства в случае, если 25% уставного капитала принадлежит администрации района, города, которые не имеют статуса "субъект РФ"? Что относится к понятию "субъект РФ"? (Консультация эксперта, МНС РФ, 1999)

Вопрос: Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" доля субъектов РФ в уставном капитале субъекта малого предпринимательства не должна превышать 25%. Относится ли предприятие к субъектам малого предпринимательства в случае, если 25% уставного капитала принадлежит администрации района, города, которые не имеют статуса "субъект РФ"? Что в данном случае относится к понятию "субъект РФ" (область, район, город)?
Ответ: В соответствии со ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных данной статьей.
Статьей 65 Конституции Российской Федерации определены субъекты Российской Федерации, входящие в состав Российской Федерации.
Кроме того, Конституцией Российской Федерации установлено, что к субъектам Российской Федерации относятся республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа (ст.77).
Администрации районов, городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) являются органами местного самоуправления, обладают муниципальной собственностью, обособленной от собственности субъекта Российской Федерации, и не входят в систему органов государственной власти.
Вместе с тем необходимо учитывать, что для отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства необходимо соблюдение условия, при котором доля участия органов местного самоуправления в уставном капитале не должна превышать 25 процентов, т.к. в соответствии со ст.3 указанного Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
В данном случае организация, 25 процентов уставного капитала которой принадлежит органам местного самоуправления, может быть признана субъектом малого предпринимательства.
18.08.99 З.Н.Семина

Советник налоговой службы
III ранга

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: