Компьютерная зависимость у подростков презентация. Компьютерная зависимость подростков презентация

Cлайд 1

Cлайд 2

Я выбрала тему своей работы – «Компьютерная зависимость у подростков», потому что сейчас компьютеры используются не по назначению, другими словами, во вред себе. А о каком же вреде идёт речь? Как ученик пользуется компьютером? Можем ли мы бороться с проблемами, которые получаем от неправильной работы за компьютером? Знают ли люди про компьютерную зависимость?

Cлайд 3

По результатам моих наблюдений я выдвинула гипотезу – «Неразумное использование компьютера приводит к деградации духовно-нравственного мира молодёжи».

Cлайд 4

Этот проект актуален тем, что он как научная работа разъясняет нам все плюсы и минусы компьютерной зависимости, подробно объясняет её причины. Я думаю, что такой информацией заинтересуются не только дети, но и взрослые. Цель проекта обязательно должна иметь реальное решение, иначе, я не вижу его дальнейшей реализации, а ведь это так важно не только для меня, и даже не для остальных учеников, это затрагивает разные слои населения, и проблема компьютерной зависимости касается не только детей, но и взрослых. Значит, мой проект сможет стать так же и примером для взрослых, новая цель – разъяснить людям о правилах пользования компьютером, не просто читая им наставления, а заинтересовывать их в этом.

Cлайд 5

- проанализировать теоретические подходы к проблеме; - изучить меры профилактики компьютерного синдрома; - изучить режим работы школьников на компьютере и выявить влияние этой работы на учащегося.

Cлайд 6

Как я уже говорила, каждый человек сам себе создает условия для риска. Компьютер был создан профессорами для хороших намерений, для блага людей. Но не все дети могут это оценить. Что касается объекта моего исследования, то это ребенок, а предмет – это компьютер и такое явление, как «компьютерная зависимость».

Cлайд 7

Активная работа с клавиатурой компьютера приводит к перегрузке суставов кистей рук, возникает онемение подушечек пальцев. При активной работе с компьютером в течение длительного времени заболевания суставного и связочного аппаратов кисти могут стать хроническими

Cлайд 8

Cлайд 9

Во-первых, вредны подергивания изображения из-за низкой частоты вертикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитора. Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения. Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных: . Самая первая опасность, связанная с работой за компьютером, это пагубное влияние на зрение. Настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Cлайд 10

Cлайд 11

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

Cлайд 12

Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица,головы и кожи черепа. Остеохондроз. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям. Боли в мышцах спины, шеи и головные боли. Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц.

Cлайд 13

Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно.

Cлайд 14

Изучив большое количество материалов (интернет, литература). Я узнала много о компьютерной зависимости. Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера: - хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; - нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером; - раздражение при вынужденном отвлечении; - неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; - расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) ; - забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; - пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; - человек предпочитает есть перед монитором.

Cлайд 15

Изучив и осмыслив полученный материал, я провела тест по компьютерной зависимости между 5-7 классами. В него вошли самые разные вопросы. Ученикам предлагалось ответить на то, сколько времени они проводят за компьютером, какую работу на нём выполняют, есть ли у них Интернет, если да, то какие сайты они посещают.

Cлайд 16

Я проводила тесты на компьютерную зависимость у 6 – 7 классов. 85% детей оказались зависимыми! И я сделала вывод: Что в современном мире подростков, зависимых от компьютера очень много, это если рассматривать 5 – 7 классы.

Cлайд 17

Всю работу они должны были написать в течение 5 – 10 минут, а остальное время, которое я выделила на всю работу с 5 классом, я посвятила тому, что прочитала мнение профессоров, что такое компьютер, так же вкратце я рассказала о том, когда и кем был создан первый компьютер. В этом классе 73% зависимых детей. Я сделала вывод: чем старше ребенок, тем сильнее он уходит в виртуальный мир. Так же я для 5 класса подготовила задание. Задание заключалось в том, что мы с подругой раздавали каждому ученику по листочку, на котором было написано: «Компьютер - это» и каждый должен был написать свое мнение по этому поводу, а так же каждый мог написать, то, что интересно ему. Работа рассчитывалась на 15 – 20 минут.

Cлайд 18

Cлайд 19

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Cлайд 20

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Мне интересно, даже самой для себя узнать: причины этой зависимости, способ ее выявить, а так же и способ отстранить ее от себя как можно дальше Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска: - проблемы, связанные с электромагнитным излучением; - проблемы зрения; - проблемы, связанные с мышцами и суставами; - стресс, депрессия и другие нервные расстройства, вызванные влиянием компьютера на психику человека. В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него. Конечно, этот вопрос не должен остаться нерешённым, поэтому я рассмотрела несколько способов решения этой проблемы

Зависимость от компьютерных игр как негативный фактор в формировании здорового образа жизни у детей и подростков А. А. Федосова Медико-профилактический факультет, 5 курс Научный руководитель: к. м. н., доцент Л. П. Мамчиц УО «Гомельский государственный медицинский университет»


На сегодняшний день, по данным многочисленных исследований, до 80% школьников в возрасте лет страдают компьютерной зависимостью. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в специализированных клубах.










62% 11-летних и 46% 14- летних игроков посещают компьютерные игровые заведения практически ежедневно. Анализ данных проведенного нами анонимного анкетирования 177 учеников учреждений образования г. Гомеля показал, что компьютерные клубы посещают дети всех возрастных групп. Но особенно популярны они среди детей 11-летнего (до 76%) и 13-летнего (до 80%) возраста.




Нахождение за компьютером в позднее вечернее и ночное время приводит к недосыпанию, нарушает физиологические суточные биоритмы жизнедеятельности ребенка. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к гиподинамии и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе, что необходимо для развития здорового организма. Кроме того, посещение клубов может происходить во время школьных уроков. При этом снижается успеваемость, возникают конфликтные ситуации с учителями и родителями, на что указали более 15% опрошенных детей.


Нами выявлены субъективные симптомы перенапряжения нервной системы и глаз, изменение настроения и плохой сон у детей, посещающих компьютерные клубы. Головная боль отмечалась у 20%; тяжесть в голове отмечалась у 10% опрошенных подростков; 15% детей жаловались на плохой сон после нахождения за компьютерными играми с напряженным сюжетом.


Частой жалобой была боль в глазах (29%); мерцание перед глазами (14%); расплывчатость изображения (5%); 33% опрошенных школьников жаловались на усталость глаз, но наиболее выражена эта жалоба была у 11-летних посетителей компьютерных клубов (до 62%). А именно в этом возрасте заканчивается формирование основных отделов зрительного анализатора, происходит становление его функций.


У 48% проанкетированных детей игры в условиях клубов привели к ухудшению настроения; агрессивность развилась у 8% детей подросткового возраста. Следует отметить, что именно подростковый период характеризуется лабильностью психики, вегетативной нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.


Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый период. Они нарисованы и спрограммированы людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и ролевой идентификации.


Пристрастие к компьютеру возникает из-за того, что школьникам не хватает живого общения с родителями и сверстниками. Чаще зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям.


Эти же школьники продолжают находиться за компьютером и в школе, на уроках информатики. По данным Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в Гомельской области функционирует 760 кабинетов учебно-вычислительной техники, из них только 71% полностью соответствует требованиям СанПиН. В 2007 году было обследовано 2556 рабочих мест за компьютерами в школах области, из них 7,6% не соответствуют санитарным нормам, а по данным лабораторных исследований превышение уровней электромагнитного излучения на рабочих местах отмечается в 10% из числа обследованных рабочих мест.




Влияние длительного нахождения за компьютерными играми на здоровье школьников: 1. Снижение иммунитета. 2. Психо-неврологические нарушения - синдром хронической усталости, бессонница, нервное истощение, что может вызвать тяжелую длительную депрессию и даже суицидальные попытки. Были случаи судорожных приступов, спровоцированных эффектом «мерцания» монитора и частой сменой изображения во время игры. Японские ученые пришли к выводу, что дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, теряют способность контролировать свое поведение. Игроманы – группа повышенного риска по совершению правонарушений, преступлений и даже убийства(в России и США подростки-игроманы убили своих одноклассников и учителя); известны несколько случаев смерти детей от инсульта после многочасовой компьютерной игры (в России и Китае). 3. Нейровегетативные изменения - колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли. 4. Сосудистые нарушения. За счёт однообразной позы развиваются застойные явления в органах и тканях, отёки, варикозное расширение вен.


5. Изменение осанки (особенно актуально для детей до 15 лет), остеохондроз позвоночника, грыжи межпозвоночных дисков. 6. Нарушение репродуктивной функции из-за воздействия электромагнитного излучения на железы внутренней секреции. 7. Ухудшение зрения. 8. Эндокринные нарушения.


Школьник пренебрегает собственным здоровьем и гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за компьютером. Таким образом, увлечение детьми школьного возраста компьютерными играми на дому или в компьютерных игровых заведениях может расцениваться как один из негативных факторов, влияющих на формирование их здорового образа жизни.


Вот как вспоминает один из игроманов о своей патологической зависимости: - «Не было тогда в моей жизни ничего важнее игры. Я терял своих друзей, учеба шла кое-как. Такого понятия как свободное время для меня не существовало - оно все уходило на игры. У меня началась длительная депрессия, с нередким желанием покончить с собой. В душе разрасталась пустота и тоска».


Рекомендации по предупреждению и преодолению компьютерной зависимости у детей и подростков: 1. Необходимо проводить профилактические меры по предупреждению компьютерной зависимости у детей и подростков на уровне семьи и школы. Родители и учителя помогают ребенку освоить реальный мир. Важно, чтобы они же обучили детей «правилам безопасности» в виртуальном мире.


4. Лицам, осуществляющим контроль над работой ребенка, следует следить за его предпочтениями в компьютерных играх, рассказать о последствиях длительного нахождения за монитором. 2. Основной принцип ослабления и лечения зависимости – замещение: формирование полноценной духовной и интеллектуальной жизни, живое общение с родителями и сверстниками, внимание и забота, занятия на кружках и спортивных секциях, помощь в работе по дому. 3. Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Важно показать несовершеннолетнему, что с помощью компьютера интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.


5. Эффективным методом борьбы с зависимостью от компьютерных игр и Интернет-зависимостью является использование различных контролирующих программ. Программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебу за компьютером от игровой деятельности: если ребенок использует компьютер для подготовки уроков, монитор не отключается, а если заигрался в компьютерные игры сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию. Программа «Naomi 2.7» поможет ограничить несовершеннолетним доступ к неподходящим для них ресурсам путем контролирования информации, загружаемой из Интернета, запрещая, таким образом, доступ к азартным компьютерным играм, порносайтам, а также к сайтам, содержащим сцены насилия.


6. Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать чёткие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения. 7. В целях сохранения здоровья подрастающего поколения необходимо правильно организовать рабочее место за компьютером, постоянно следить за осанкой, а также регулярно делать перерывы на отдых и выполнять физические упражнения.


Ценный опыт по профилактике и лечению компьютерной зависимости есть в Китае. К примеру, в этой стране компьютеры оснащены программой, обеспечивающей автоматическое выключение после двух часов нахождения за компьютерными играми, причем некоторое время включение невозможно. Уже в 2005г. в Китае открыли клинику для лечения от компьютерной зависимости, а в 2007г. было запрещено открытие новых Интернет-кафе и компьютерных залов.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Компьютерная зависимость С распространением компьютеров появился новый вид «больных» - людей, маниакально привязанных к компьютеру. Их называют по-разному: сетеманы, игроманы, компьютероманы... Во всех случаях - это люди, маниакально зависящие от виртуального мира.

3 слайд

Описание слайда:

Компьютерная зависимость По мнению специалистов, игромания так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем.

4 слайд

Описание слайда:

Согласно полученным данным, зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует.

5 слайд

Описание слайда:

Признаки интернет зависимости у подростков: Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире. Проблемы с учебой. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости. Расстройства сна, кардинальное изменение режима. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

6 слайд

Описание слайда:

Чем опасна компьютерная зависимость? Подросток перестает контролировать время, находясь за компьютером. Подросток становится агрессивным, если ему отказать в доступе к любимой игрушке; Вседозволенность в компьютерных играх может убедить подростка в том, что в реальной жизни тоже можно все ради своей цели; Пренебрежительное отношение к еде приводит к недостатку в организме питательных веществ. И, соответственно, к нарушению нормального физического развития и появлению заболеваний; Нарушается зрение, появляется бессонница, усталость, снижается иммунитет; Появляются проблемы с осанкой, головные боли; Развивается эмоциональная незрелость, пренебрежительное отношение к личной гигиене, депрессия при долгом отсутствии компьютера; Шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения артериального давления; Трудности адаптации в социуме (среди сверстников).

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"

Задачи собрания:

    Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.

    Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.

    Познакомить родителей с рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости.

Форма проведения: беседа с элементами лекции.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка материала по проблеме.

2. Анкетирование родителей.

3. Оформление выставки "Компьютерные игры, в которые играют наши дети" (из дисков с компьютерными играми).

4. Создание электронной презентации.

5. Создание памяток для родителей.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

2. Результаты анкетирования родителей.

Мы провели анкетирование среди родителей учеников 6 - 11 классов, в котором участвовало 105 человек.

1 вопрос "Есть ли у Вас дома компьютер? Слайд № 2.

ДА - ответили 82 %, НЕТ - 18 %, т.е. компьютер есть у 4 человек из 5.

2 и 3 вопросы . Сколько времени в день ребенок и Вы проводите за компьютером? Слайд № 3.

Сравните на слайде. По сравнению с родителями дети проводят за компьютером гораздо больше времени.

4 вопрос . Цель использования компьютера ребенком. Слайд № 4.

Треть детей используют компьютер для игры.

3. Польза от использования компьютера.

ВОПРОС родителям: Как Вы считаете, от использования компьютера больше пользы или вреда?

Диалог с родителями. Родители называют как ребенок с пользой может использовать компьютер.

КОМПЬЮТЕР, безусловно, приносит пользу. Слайд №5.

А чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для подростков подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов - когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие сочтут довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

4. Игромания. Причины и симптомы.

Вопросы к родителям

    Боитесь ли Вы общения вашего ребенка с компьютером?

    Изменилось ли поведение вашего ребенка после появления в доме компьютера?

    Как Вы относитесь к компьютерным играм?

ОДНО из опасений - увлечение компьютерными играми.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек - супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже...

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке "Компьютерные игры, в которые играют наши дети".

Что такое "игромания"?

Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Почему происходит. Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры? Слайд № 6, 7.

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?".

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И, наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, "тормозить", он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, "просчитать" ситуацию.

Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное - слышать советы и рекомендации. Такая "глухота" начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.

Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.

Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

Ребёнку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.

Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за "застрявшим" товарищем.

Симптомы игровой зависимости Слайд № 8.

    Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.

    У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.

    Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.

    Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

    Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны.

    Он становится более агрессивным.

    Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.

    Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).

Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится "уйти". А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

В компьютерной игре человек может одновременно и "выплеснуть" свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или "стрелялки", во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

Во многом это зависит от особенностей характера человека.

Психологи выделяют 2 типа: Экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко).

Экстраверты Направлены на общение, ответственны, причины неудач - свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют.

Интроверты - направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, сваливают на происки судьбы

Какого типа ваш ребенок? Кого обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути?

Это третья причина формирования зависимости

Четвертый фактор - СТЕПЕНЬ ВНУШАЕМОСТИ, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле

Обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться лидеру.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

В "ГРУППЕ РИСКА" находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

Исключите, удалите из компьютера следующие игры. Слайд № 9.

5. Сетеголизм. Признаки зависимости.

Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести подростку выход во всемирную паутину.

Посмотрите видеоролик. Слайд 10.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

Предвкушение следующего сеанса он-лайн;

Увеличение времени, проводимого он-лайн;

Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. Слайд 11.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности.

Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

6. Профилактика компьютерной зависимости.

По нашему опросу 30 % родителей считают, что их дети зависимы от компьютера, а это треть опрошенных респондентов. Слайд № 12.

Что же делать?

Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить.

К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где на улице. "Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Нет уж, пусть лучше играет", - полагают некоторые папы и мамы.

Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.

Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.

Что делать родителям? Слайд № 13.

Первое: общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

Второе: ограничьте время за компьютером.

Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы.

Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему чаду играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и особенно ночью.

Третье: компьютер - во благо!

Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере "добрые" игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если у вас дома есть и агрессивные игры (часто ими интересуются папы, поэтому тяжело запретить ребенку в них играть), то ограничьте их время до 40-50 минут в день.

Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору.

Четвертое: "как прекрасен этот мир, посмотри!" Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное - чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!

Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или даже часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

Как лечить игромана?

Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства.

Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

7. Заключение.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и, сделав, таким образом, из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие своих детей ответственны ТОЛЬКО ВЫ. Осознайте это и не пеняйте на зеркало и производителей компьютерных игр.

Список литературы

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

Как заботится компьютер о здоровье человека

Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомление.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека.

Программа Eyes Guard и Computer and Vision

Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Работа программы (блокировка и разблокировка) не несет никаких отрицательных последствий для компьютера, операционной системы и всех установленных на нем приложений.

Программа Break Tame и Safe-Computer

Возможности программы позволяют вести постоянное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши. На основании этого формируется вывод утомляемости пользователя.

Программа Eyes Keeper

Программа относится к программам-тренажерам для глаз, которые решают задачу снятия зрительного напряжения путем выполнения специальных упражнений и включает в себя комплекс из восьми упражнений для глаз. Характерной особенностью программы является то, что порядок выполнения каждого упражнения демонстрируется наглядно, с помощью анимированного изображения.

Успокаивающие заставки

Заставка Aqua Real

Существует несколько экранных заставок, имитирующих движение рыбок в аквариуме.

Можно выбрать не только какие рыбки будут плавать в вашем аквариуме монитора, но и сколько рыбок (не более 15 штук).

Заставка Водопад

Эта заставка представляет собой изображение лесного водопада. Она действительно относится к самым красивым заставкам. Процесс демонстрации заставки сопровождается приятной расслабляющей музыкой.

Заставка Winter Fantasy

Заставка - «зимняя фантазия». После запуска заставки на экране отобразится постоянно изменяющийся зимний пейзаж, сопровождающийся приятной расслабляющей музыкой.

Программа «Говорилка»

Чтобы не навредить здоровью своих глаз, самое верное - это совсем не подходить к экрану монитора. Программа «Говорилка» специально предназначена для звукового воспроизведения документов на русском, английском, немецком, украинском и белорусском языках. Можно индивидуально выбрать подходящий вариант голоса: женский английский, мужской английский, женский русский или мужской русский.

Программа Talking Key

Программу можно охарактеризовать как - Говорящие клавиши.

При использовании программы следует учитывать, что нажатие каждой клавиши озвучивается отдельно.

Программа «Говорушка»

Программа «Говорушка», которая может прочесть необходимые документы, предоставив отдых вашим глазам.

Суть этих программ, предназначенных для голосового управления компьютером, заключается в том, что для выполнения определенных действий достаточно отдать компьютеру команду голосом, а не с помощью мыши или клавиатур .

Памятка.

Как ограничить время ребенка за компьютером.

    Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).

    Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

    Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.

    Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

    Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

    Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.

    В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависим от компьютера?

    Познакомьте его с временными нормами (от 14 до 17 лет - 1,5 - 2 часа в день).

    Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).

    Приобщайте к домашним обязанностям.

    Культивируйте семейное чтение.

    Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

    Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.

    Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.

    Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

    Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

    Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

    Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

    Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

    Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

    Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).

    Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

для родительского собрания подготовила Силантьева Т.Г. учитель информатики МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Слайд 2

Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер Сидни Дж. Харрис

Слайд 3

Слайд 4

Компьютерная зависимость – это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм Игровая зависимость Сетевая зависимость Зависимость «Сёрфинг»

Слайд 5

Кто больше зависим от игр на компьютере? Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты. Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст – это 12-15 лет. Мальчики. По статистике на одну зависимую девочкуподростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Слайд 6

Несколько фактов: Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему. 2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток – до 2-3-х часов с перерывами. 3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость». 4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Слайд 7

Признаки компьютерной зависимости у детей:

Слайд 8

Признаки компьютерной зависимости у детей: Ребенок теряет интерес к другим занятиям. Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ. Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм. Происходит постепенная утрата контакта с родителями. Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.

Слайд 9

Признаки компьютерной зависимости у детей: Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров. Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое, Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором; На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать. Теряет контроль над временем, проведенным экраном. Ребенок начинает кушать возле компьютера.

Слайд 10

Признаки компьютерной зависимости у детей: Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер. Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.

Слайд 11

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье)

Слайд 12

Причины компьютерной зависимости: Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений Неумение ребёнка налаживать желательные контакты Общая неудачливость ребёнка Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники

Слайд 13

Как уберечь ребенка от зависимости? что же побудило ребенка уйти «в компьютер»? не критиковать ребёнка вникнуть в суть игры ограничить доступ к играм и фильмам ограничить время за компьютером компьютера должен быть в вашем поле зрения не покупать отдельный компьютер предлагать альтернативу компьютеру поднимать самооценку ребёнка дружба с другими детьми

Слайд 14

шансы стать зависимым уменьшаются, если: в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели

Слайд 15

Важно знать: резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся - нельзя. делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих. не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: