Презентация высшая нервная деятельность детей и подростков. Презентация на тему "физиология высшей нервной деятельности"

Поджелудочная железа. Строение и расположение в коже разных типов рецепторов. Эпидермис. Тельца Руффини. Цель работы. Чувствствительные нервные окончания. Концевые колбы Краузе. Терморецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Строение нервной клетки. Общие принципы организации нервной системы. Крупный нейрон. Тельца Месснера. Рецепторы делятся на свободные нервные окончания и инкапсулированные.

«Автономная вегетативная нервная система» - Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Эффекты парасимпатической системы. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Вегетативная (автономная) нервная система. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Строение вегетативной нервной системы. Преганглионарные нейроны симпатической системы. Симпатическая НС. Возбуждение симпатической системы. Строение ВНС. Регуляция работы внутренних органов.

«Нервная ткань» - Поперечный срез нерва. Классификация нейронов по количеству отростков. Образование безмиелинового волокна. Скорость роста. Моторная бляшка. Осязательное тельце Мейснера. Развитие нервной ткани. Перехват Ранвье (границы соседних леммоцитов). Нервные окончания. Проведение нервного импульса. Тигроидное вещество в нейроплазме. Возбуждающий синапс. Строение нейрона. Серое вещество. Конвергентные связи.

«Высшая нервная деятельность» - Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Цепочка врожденных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Доминантный очаг. Доминанта. Поведение. Ответьте на вопрос. Торможение условного рефлекса. Рассудочная деятельность. Приобретенные формы поведения. Приспособительные реакции животных. Разные формы торможения. Рефлексы. Основные способы научения. Виды условного (приобретенного) торможения.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Сакральный отдел. Глазосердечный рефлекс. Лимбическая система. Проба с пилокарпином. Функции внутренних органов. Холодовая проба. Слюноотделение. Пиломоторный рефлекс. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Дермографизм. Парасимпатотонические кризы. Поражение вегетативных ганглиев лица. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Болезнь Рейно. Бульбарный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения.

«Основы высшей нервной деятельности» - Сон. Действие безразличного раздражителя. Типы темперамента. Холерический темперамент. ВНД человека и животных. Внутреннее торможение. Инсайт. Нервная связь. Краткие ответы. Последовательность элементов рефлекторной дуги. Врожденные рефлексы. Импритинг. Человеческие дети. Внешнее торможение. Верные суждения. Рефлексы. Парадоксальный сон. Бодрствование. Сангвинистический темперамент. Приобретаются организмом в течение жизни.

«Урок Нервная система» - Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – хорошо развит передний мозг и мозжечок. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - впервые появились нервные клетки. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств. Органы чувств: зрение слух обоняние осязание равновесие вкус.

«Нейроны мозга» - Электрический синапс. Современные модификации метода Ниссля выявляют рибонуклеопротеиды нейронов. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. А. не имеют тигроида. 80-120 м/с. (Неврилемма). Нейроны, усеянные синапсами. Е.К.Сепп. Нейроглиальные клетки мозга млекопитающих. Белое вещество – нервы (в периферич.

«Рефлекс» - Безусловные рефлексы. Рефлексы. Понятие рефлекса. В основе дрессировки- условный рефлекс. Примеры безусловных рефлексов. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Имеются с рождения. Приобретаются в течение жизни. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Строение и функции нервной системы» - Нервная система. Отделы нервной системы. Рефлекс. Мозг. Функции нервной системы. Интегративная система. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Строение и функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Ответ организма на раздражение. Нервные клетки. Рецепторы. Нервы и нервные узлы.

«Физиология ЦНС» - Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение. способность отвечать на раздражение изменением обмена веществ. Что такое рецептор? Физиология ЦНС. Чувствительное волокно. Принцип пластичности. Действующий орган. Клетка. Рецепторное поле внутренних органов и мышц: Состояния тканей могут быть следующими:

«Нервная система» - Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. В связи со сложными движениями хорошо раз­вит мозжечок. Аксоны соединяются с соседними нейронами в синапсах. Мозжечок тоже хорошо развит и имеет извилины. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, идущих к различным эффекторам.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Биология, 8 классЕмельянова О.А. Что такое внутренняя среда организма? 1 2 3 Функции крови - ? транспортная регуляторная(гуморальная) защитная терморегуляторная 1578 – 1657 гг. Уильям Гарвей Английский врачОписал большой и малый круги кровообращения; «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) - движение по замкнутому кругу; заложил основы физиологии. Состав крови (учебник стр. 118) 1 2 плазма крови форменные элементы крови 3 4 5 5л-7%_1_13 Состав плазмы 1 2 3 вода – 90 % белки – 7 % неорганические вещества – 0,9 %углеводы, липиды, … - 2,1 % Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг эритроциты Двояковогнутый диск, заполнены гемоглобином (120 г/л) Ядра нет, 100-120 суток 4,5 -5,5 млн. Перенос О2 и СО2 эритроциты Количество уменьшается - ? Малокровие! Эритроциты Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезёнка Лейкоциты:гранулоцитымоноцитылимфоциты Бесцветные различная форма, подвижны Ядро, несколько дней – несколько лет 5 – 10 тыс защитная: фагоцитоз выработка антител лейкоциты Количество увеличивается-? Воспалительный процесс!! Лейкоциты И.И. Мечников Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг тромбоциты Бесцветны, неправильная форма 5-7 дней, нет ядра 150 - 400 тыс. Свертывание крови тромбоциты Свертывание крови Фермент протромбин Фибриноген(растворимый белок) Фибрин(нерастворимый волокнистыйбелок) Тромб –сгусток крови Повреждение тромбоцитов ↓тромбин Ca+ Гемофилия! Заживление раны рана тромб струп Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 3,5 млн. Количество лейкоцитов – 7 тыс. Гемоглобин – 70 г/л Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 5 млн. Количество лейкоцитов – 14 тыс. Гемоглобин – 130 г/л Домашнее задание: Учебник – стр.118 – 121Беседа с родителями о переливании кровиИнформация о группах крови (беседа с родителями) ? Венозная кровь(гемоглобин) О2 ? Артериальная кровь(оксигемоглобин) Венозная кровь(гемоглобин) О2 О2 О2 +


Приложенные файлы

Тема: «Высшая нервная деятельность»

  • Задачи:
  • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
  • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
  • Павленко С.Е
  • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
  • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
  • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
  • Для безусловных рефлексов характерно:
  • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
  • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
  • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
  • 4. Относительно постоянны;
  • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
  • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
  • Для условных рефлексов характерно:
  • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
  • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
  • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
  • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
  • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
  • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
  • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
  • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
  • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
  • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
  • Торможение рефлексов
  • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
  • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
  • Торможение рефлексов
  • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
  • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
  • Торможение рефлексов
  • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
  • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
  • ВНД человека и животных
  • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
  • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
  • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
  • ВНД человека и животных
  • ВНД человека и животных
  • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
  • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
  • ВНД человека и животных
  • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
  • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
  • ВНД человека и животных
  • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
  • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
  • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
  • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
  • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
  • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
  • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
  • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
  • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
  • Повторение
  • Заполните таблицы:
  • Повторение
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  • Условные рефлексы передаются по наследству.
  • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
  • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  • Какие рефлексы называются безусловными?
  • Какие рефлексы называются условными?
  • Что такое инстинкт?
  • Дайте определение высшей нервной деятельности.
  • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Что такое доминанта?
  • Кто разработал учение о доминанте?
  • Основные термины темы:
  • Безусловные рефлексы.
  • Условные рефлексы.
  • Временные связи.
  • Безусловный раздражитель.
  • Условный раздражитель.
  • Безусловное торможение.
  • Условное торможение.
  • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
  • Вторая сигнальная система.
  • Импринтинг.

Я иду извилистою тропкой,
Острых не хочу спрямлять углов,
Не желаю личностью быть робкой,
Изменять смысл истинный у слов.

Говорю без хитростей всё прямо,
Пусть мосты непрочные горят,
Не кривлю своей душой упрямо,
В жизни я совсем не дипломат.
Может, во мне гордости излишки,
Но в груди я не держу ужа,
Жизнь всегда мне набивала шишки,
Но осталась чистою душа.
Не хочу асфальтовой дороги
И судьбы, как сказка, золотой,
Потому идут упрямо ноги
По тропинке узенькой крутой

Учение Гиппократа

Еще 2400 лет назад, в V веке
до н. э., великий врач Греции
Гиппократ, в роду которого было
17 поколений врачей, создал свое
учение о типах темперамента.
Он утверждал, что люди
различаются соотношением
четырёх основных соков организма
- крови, флегмы, желтой желчи и
черной желчи. Каждая жидкость
имеет особые свойства и особое
назначение.
Свойство крови – теплота;
Свойство флегмы – холод;
Свойство желтой желчи сухость;
Свойство черной желчи –
сырость.

Типы темперамента

Учение Павлова о типах темперамента

И. П. Павлов - русский
ученый, физиолог. Создал
новый раздел науки физиологию высшей нервной
деятельности, на основе
открытого им условного
рефлекса. Лауреат
Нобелевской премии (1904 год)
в области медицины и
физиологии.
И. П. Павлов считал, что
основные типы высшей нервной
деятельности совпадают с
четырьмя типами
темперамента, установленными

Типы ВНД по Павлову

Тип
темперамента
Характеристика типов
По Гиппократу
По Павлову
Сильный,
уравновешенный,
подвижный тип
Психологические
особенности
Веселый,
жизнерадостный,
миролюбивый, легко
переживает неудачи,
спокоен к критике
Сангвиник
Преобладание
крови
Флегматик
Преобладание слизи Сильный,
уравновешенный
неподвижный
Ровен,
спокоен,
инертен;
речь
монотонная,
без
эмоций;
трезво
оценивает
свои
действия.
Холерик
Преобладание
желчи
Сильный
неуравновешенный
Меланхолик
Преобладание
черной желчи
слабый
Вспыльчив,
несдержан,
бывает
агрессивен;
речь
эмоциональна
Легкораним,
замкнут, внушаем и
впечатлителен;
одинок
и
неконтактен

сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Быстро и легко приспосабливается к изменчивым
условиям жизни. Высокая сопротивляемость
трудностям жизни. Настроение чаще всего веселое,
жизнерадостное, устойчивое. В отношениях
общительный, быстро сходится с людьми.

флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный. В
поведении ровен, спокоен, редко выходит из себя, не
склонен к аффектам. Настроение устойчивое,
отсутствуют резкие проявления радости и печали.
Очень терпелив, не тратит сил попусту,
последователен и обстоятелен. Трезво оценивает свои
действия. С людьми сходится с трудом. Друзей не
много, но дружбе верен.

холерик

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием
возбуждения. Холерик хорошо адаптируется к новым
условиям, но с осложнениями, иногда с раздражением.
Отличается большой жизненной энергией, но ему не
хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Действия холерика порывисты, двигательные реакции
выразительные, сильные, быстрые, резкие. Речь
громкая, резкая, выразительная.

меланхолик

Слабый тип. Адаптируется медленно и трудно,
теряется в новой обстановке. Медленно включается и
переключается с одного дела на другое, часто
отвлекается, при появлении трудностей теряется.
Сильные воздействия часто вызывают у
меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В
нормальных условиях жизни меланхолик - человек
глубокий, содержательный.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: