Этиловый спирт друг или враг. Спирт: друг или враг? применение спиртов

СПИРТ: ДРУГ ИЛИ ВРАГ? Применение спиртов. Воздействие алкоголя на организм человека.


ТЕМЫ ДЛЯ ПРОСМОТРА: 1. О ВЕЩЕСТВАХ С ГИДРОКСИЛЬНОЙ ГРУППОЙ. 2. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА. 3. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. 4. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА. 5. ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИЛОВОГО СПИРТА. 6. БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ (ИСПОВЕДЬ ЭТИЛОВОГО СПИРТА). 7. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЯ. 8. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.


ИСТОРИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ТЕРЯЕТСЯ В ГЛУБИНЕ ВЕКОВ. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из мёда, плодовых соков и дикорастущего винограда.


Известный путешественник, Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших ещё добывать огонь, но знавших уже приёмы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его « аль коголь », что означает « одурманивающий ». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году В Западной Европе впервые « чудодейственный эликсир, делающий старца - молодым, утомлённого - бодрым, тоскующего – весёлым », получил итальянский монах алхимик Валентиус.


БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. ХАРАКТЕРНЫЙ СПИРТОВОЙ ЗАПАХ ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ РАСТВОРИМ В ВОДЕ, БЕНЗИНЕ, БЕНЗОЛЕ ВЫСОКАЯ ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ => МАКСИМАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ – 96% ТАКОЙ СПИРТ НАЗЫВАЕТСЯ РЕКТИФИКАТОМ ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЕТСЯ, ГОРИТ СЛАБОСВЕТЯЩИМСЯ ПЛАМЕНЕМ


ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ МОЖНО ПОЛУЧАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. БРОЖЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ САХАРИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА. ВИНОГРАД, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ЗЛАКИ, КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫЙ ТАКИМ СПОСОБОМ СПИРТ НАЗЫВАЮТ ПИЩЕВЫМ ИЛИ ВИННЫМ СПИРТОМ. содержат глюкозу


2. ГИДРОЛИЗ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ДРЕВЕСИНЕ И ОТХОДАХ БУМАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ЦЕЛЛЮЛОЗА? ГЛЮКОЗА? СПИРТ Такой спирт называется гидролизным. СПОСОБ ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ! ИЗ 1т ДРЕВЕСИНЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ 200 л ЭТИЛОВОГО СПИРТА. ЭТИМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ 1,5 т КАРТОФЕЛЯ ИЛИ 0,7 т ЗЕРНА.


ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА.


ЭТИЛОВЫЙ АЛКОГОЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ И ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННЫМ НАРКОТИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВОМ. АРАБСКИЙ УЧЁНЫЙ XI ВЕКА АБУЛЬ ФАРАЖ ПИСАЛ: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: СНАЧАЛА ПАВЛИНА ПОТОМ ОБЕЗЪЯНЫ ЗАТЕМ ЛЬВА И, НАКОНЕЦ, СВИНЬИ ВОЗДЕЙСТВИЕ АЛКОГОЛЯ НА ЧЕЛОВЕКА


ПОТРЕБНОСТЬ В АЛКОГОЛЕ НЕ ВХОДИТ В ЧИСЛО ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (ПОТРЕБНОСТЬ В КИСЛОРОДЕ ИЛИ ПИЩЕ). САМ ПО СЕБЕ АЛКОГОЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ПОТРЕБНОСТЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТОМУ, ЧТО ОБЩЕСТВО ПРОИЗВОДИТ ДАННЫЙ ПРОДУКТ ОБЩЕСТВО «ВОСПРОИЗВОДИТ» ОБЫЧАИ,ФОРМЫ, ПРИВЫЧКИ И ПРЕДРАССУДКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО ПОТРЕБЛЕНИЕМ


ПОВОДЫ ПЕРВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ РАЗНООБРАЗНЫ. ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА. ДО 11 ЛЕТ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АЛКОГОЛЕМ ПРОИСХОДИТ ЛИБО СЛУЧАЙНО, ЛИБО ЕГО ДАЮТ «ДЛЯ АППЕТИТА», «ЛЕЧАТ» ВИНОМ ИЛИ ЖЕ РЕБЁНОК САМ ИЗ ЛЮБОПЫТСТВА ПРОБУЕТ СПИРТНОЕ. В БОЛЕЕ СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ МОТИВАМИ СТАНОВЯТСЯ: «ПРАЗДНИК», «СЕМЕЙНОЕ ТОРЖЕСТВО», «ГОСТИ» И Т. Д. С 14-15 ЛЕТ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОВОДЫ: «НЕУДОБНО БЫЛО ОТСТАТЬ ОТ РЕБЯТ», «ДРУЗЬЯ УГОВОРИЛИ», «ЗА КОМПАНИЮ», «ДЛЯ ХРАБРОСТИ», ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКУКИ», «СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ», «УТВЕРЖДЕНИЕ В ГРУППЕ ТОВАРИЩЕЙ» И ДР.


МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ ОТ 50-60 Г ВОДКИ ВЗРОСЛЫЙ – ПОСЛЕ ОДНОКРАТНОГО ПРИЁМА 1-1,5Л АЛКОГОЛЬ – СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ЛЮБОЙ ТОКСИЧЕСКИЙ ФАКТОР БОЛЬШЕ ВЛИЯЕТ НА ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.


ИЗВЕСТНЫ 3 СТЕПЕНИ ОПЬЯНЕНИЯ: ЭЙФОРИЧЕСКАЯ – САМАЯ ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ОПЬЯНЕНИЯ; 2. СТЕПЕНЬ УГНЕТЕНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА; 3. САМАЯ ТЯЖЁЛАЯ, КОГДА МОЖЕТ БЫТЬ ПАРАЛИЧ ВЕГЕТАТИВНЫХ ЦЕНТРОВ. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЯ


ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ПРОСТОГО ОПЬЯНЕНИЯ – ЭЙФОРИЧЕСКАЯ (ВОЗБУЖДЕНИЕ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, БОДРОСТЬ, ЧУВСТВО БЛАГОПОЛУЧИЯ). РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ОЦЕНИВАЮТСЯ НЕАДЕКВАТНО. ИГНОРИРУЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ПОДАВЛЯЕТСЯ ТРЕВОГА, СТРАХ, ВОЛНЕНИЕ. НАБЛЮДАЕТСЯ ПОВЫШЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ. ПРОИСХОДИТ НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ТОЧНОСТИ ДЕЙСТВИЙ, УСКОРЯЕТСЯ ТЕМП МЫШЛЕНИЯ. ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ МНОГО, ПЕРЕОЦЕНИВАЕТ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, СТАНОВИТСЯ ХВАСТЛИВЫМ, СОВЕРШАТ ОПРОМЕТЧИВЫЕ ПОСТУПКИ.


ЭЙФОРИЯ СМЕНЯЕТСЯ ЗЛОБНОСТЬЮ, АГРЕССИВНОСТЬЮ, ПЛАКСИВОСТЬЮ, ЧУВСТВО СИМПАТИИ ПЕРЕХОДИТ В АНТИПАТИЮ. ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ОПЬЯНЕНИЯ – СТЕПЕНЬ УГНЕТЕНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА. (ОБЩАЯ ВЯЛОСТЬ, СНИЖЕНИЕ ТЕМПА МЫШЛЕНИЯ, НАРУШЕНИЕ ПОХОДКИ, ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ НАД СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ). ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ – САМАЯ ТЯЖЁЛАЯ. (МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ, ТЕМПЕРАТУРА СНИЖАЕТСЯ, УГАСАЮТ РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ). КОЖА СТАНОВИТСЯ БЛЕДНОЙ И ХОЛОДНОЙ, ПРИПАДКИ, НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ОТХОЖДЕНИЕ МОЧИ И КАЛА. СМЕРТЬ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ ОТ ПАРАЛИЧА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ.


АЛКОГОЛИЗМ ПРИЧИНА АЛКОГОЛИЗМА (ЗАБОЛЕВАНИЕ) – ПЬЯНСТВО, РАСПУЩЕННОСТЬ, АМОРАЛЬНЫЙ, АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ПЬЯНСТВО – ЭТО СИТУАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВНЕШНИМИ ПРИЧИНАМИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ РАЗВИТИЕ АЛКОГОЛИЗМА, НУЖНО ЗНАТЬ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ.


АЛКОГОЛЬ ИЗ ЖЕЛУДКА ПОПАДАЕТ В КРОВЬ ЧЕРЕЗ 2 МИНУТЫ ПОСЛЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРАДАЮТ КЛЕТКИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА: УХУДШАЕТСЯ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАМЕДЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ ИЗМЕНЯЕТСЯ СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ


АЛКОГОЛИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОСОБЫМ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ОРГАНИЗМА: НЕУДЕРЖИМОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К СПИРТНОМУ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ПЕРЕНОСИМОСТИ СПИРТНОГО ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ АЛКОГОЛИЗМ - НЕ ПРИВЫЧКА, А БОЛЕЗНЬ. ПРИСТРАСТИЕ К АЛКОГОЛЮ ПРЕОДОЛЕТЬ СЛОЖНЕЕ ИЗ-ЗА ОТРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА (10% ЛЮДЕЙ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ АЛКОГОЛЬ, СТАНОВЯТСЯ АЛКОГОЛИКАМИ).


МЕТАБОЛИЗМ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ. ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО В ОРГАНИЗМЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМ: СНИЖАЕТСЯ ЕГО ТОКСИЧНОСТЬ; ПРОИСХОДИТ ВЫДЕЛЕНИЕ МЕТАБОЛИТОВ. В ЖЕЛУДКЕ НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЕГО ПОГЛОЩАЕТСЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКОЙ, А ОСТАЛЬНАЯ БЫСТРО РАЗБАВЛЯЕТСЯ ЖЕЛУДОЧНЫМ СОКОМ. В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ СПИРТ ВСАСЫВАЕТСЯ В КРОВЬ В НЕИЗМЕНЁННОМ ВИДЕ, ДАЛЕЕ С КРОВЬЮ ПОПАДАЕТ ВО ВСЕ ОРГАНЫ И ТКАНИ. (АЛКОГОЛЬ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ ТОЛЬКО КОСТИ И ЖИРОВУЮ ТКАНЬ, В НИХ МАЛОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОДЫ).


АЛКОГОЛЬ ЦИРКУЛИРУЕТ С КРОВЬЮ ПО ОРГАНИЗМУ, МЕДЛЕННО РАСЩЕПЛЯЯСЬ В ПЕЧЕНИ, ЧАСТЬ МЕТАБОЛИТОВ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОЧКИ И ЛЁГКИЕ, НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЧЕРЕЗ КОЖУ С ПОТОМ. АЛКОГОЛЬ НАРУШАЕТ СТРУКТУРУ КЛЕТО К ПЕЧЕНИ, ПРИВОДЯ К ПЕРЕРОЖДЕНИЮ ЕЁ ТКАНЕЙ. ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ УПОТРЕБЛЕНИЯХ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ ЖИРОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КЛЕТКАХ ПЕЧЕНИ ПРИВОДЯТ К ОМЕРТВЛЕНИЮ ПЕЧЁНОЧНОЙ ТКАНИ – РАЗВИВАЕТСЯ ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ. ПОРАЖЕНИЕ КЛЕТО К ПЕЧЕНИ ПРИВОДИТ К НАРУШЕНИЮ БЕЛКОВОГО И УГЛЕРОДНОГО ОБМЕНА, СИНТЕЗА ВИТАМИНОВ И ФЕРМЕНТОВ.


ПОД ВЛИЯНИЕМ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ПРОИСХОДИТ: ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА УСИЛИВАЮТСЯ АТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ => ТРОМБОЗ ИЛИ ИНСУЛЬТ ПОРАЖЕНИЕ СОСУДОВ СВЯЗЫВАЮТ С РАЗВИТИЕМ В НИХ СКЛЕРОЗА (ЭЛАСТИЧНАЯ ТКАНЬ ИХ СТЕНОК ЗАМЕЩАЕТСЯ ГРУБОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНЬЮ, В СТЕНКАХ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ХОЛЕСТЕРИН) МНОГИЕ СОСУДЫ РАСШИРЯЮТСЯ (У ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ АЛКОГОЛЕМ ЛИЦО НЕРЕДКО БЫВАЕТ КРАСНЫМ, А ПОРОЙ И СИНЮШНЫМ – ИЗ-ЗА СТОЙКОГО РАСШИРЕНИЯ ВЕН НОСА И ЩЕК)


ДЛИТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ПРИВОДИТ К ПЕРЕРОЖДЕНИЮ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. МЫШЕЧНЫЕ ВОЛОКНА ЧАСТИЧНО ЗАМЕЩАЮТСЯ ЖИРОВОЙ И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНЬЮ СНИЖЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СЕРДЦА УЧАЩЁННОЕ СЕРДЦЕБИЕНИЕ, ОДЫШКА,СЛАБОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ СТОЛЬ ВЕЛИКИ, ЧТО МОГУТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ СМЕРТИ.


МИНУТНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, КОТОРОЕ ДАЁТ АЛКОГОЛЬ, ДАЛЕКО НЕ ИСКУПАЕТ ТОЙ МАССЫ ЗАБОТ И ГОРЯ, КОТОРЫЕ НЕСЁТ ЛЮДЯМ, ТОЙ ДЛИННОЙ ВЕРЕНИЦЫ НЕСЧАСТИЙ, ТЕХ УЖАСНЫХ ОПУСТОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСИТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИМ В ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. КАНЕЛЬ


ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ: ВЫБИРАЕТ ЛИ ОН ПУТЬ ПЬЯНСТВА, А ЗАТЕМ И АЛКОГОЛИЗМА, ТО ЕСТЬ БОЛЕЗНИ И ДОРОГИ В НИКУДА, ИЛИ ОН СТРЕМИТСЯ К ЗДОРОВОЙ, АКТИВНОЙ, ИНТЕРЕСНОЙ ЖИЗНИ.


Самыми известными органическими соединениями с гидроксильной группой - OH являются спирты (алкоголи). АЛКОГОЛЬ (ОТ АРАБСКОГО alkohol –ТОНКИЙ ПОРОШОК) или «ЖИЗНЕННАЯ ВОДА » (aqua vitae) – СИЛЬНЕЙШЕЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО Так в средние века называли этиловый спирт. Позднее название алкоголи закрепилось за всем классом спиртов. ЭТАНОЛ ЭТАНДИОЛ ПРОПАНТРИОЛ -1,2,3


ЗА 1 ЧАС В СРЕДНЕМ РАЗРУШАЕТСЯ 0,1г СПИРТА НА 1кг ВЕСА ЧЕЛОВЕКА. АЦЕТАЛЬДЕГИД – ГЛАВНЫЙ ПРОДУКТ РАСПАДА ЭТАНОЛА. ЭТО ВЕЩЕСТВО – ТОКСИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ (ВСТУПАЕТ В РЕАКЦИИ СО МНОГИМИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ). ДАЛЬНЕЙШИЙ РАСПАД ПРИВОДИТ К ОБРАЗОВАНИЮ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ (ДАЛЕЕ РАЗРУШАЕТСЯ ВО ВСЕХ КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА, ОБРАЗУЯ ВОДУ И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ). ВСЕ ПРОДУКТЫ РАСПАДА АЛКОГОЛЯ – ЯДОВИТЫ!

Выполнила ученица 11 класса МОУ СОШ №1 Кузнецова Юлия Сергеевна. Руководитель: Ещанова С. М. Алкоголь и человек. Спирты – друзья или враги человека?

исследовать влияние этилового спирта на живые организмы; пропагандировать здоровый образ жизни. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: изучить информацию как влияет спирт на человека; рассмотреть действие этилового спирта на живые организмы; провести анкетирование учащихся нашей школы; провести эксперимент, доказывающий или опровергающий выдвинутую гипотезу; подвести итоги проделанной работы; Цели проекта:

С 16-го века стала распространяться в народе проникшая в Россию из-за границы дешевая хлебная водка. В 1892 г. народом было выпито 60 миллионов ведер 40° водки, в 1902 г. - 68 миллионов ведер, а в 1912 г. народ выпил уже 96 миллионов ведер. В 1980 году количество спирта на человека составило 8,7 литра. В 2014 году Россия заняла четвертое место по употреблению алкоголя в общемировом рейтинге Всемирной организации здравоохранения. На одного россиянина приходится 15,1 литра чистого спирта в год. История алкоголя в россии

Физиологическое действие алкоголя на организм человека.

Окисление этанола в ацетальдегид под действием алкогольдегидрогеназы

Социологический опрос

2. Как часто употребляешь алкогольные напитки?

3. Ты знаешь о вреде алкоголя?

4. В каком количестве обычно употребляешь алкогольные напитки?

5. В чем, по-твоему, причина пьянства среди молодежи?

6. Какие меры борьбы с пьянством среди молодежи считаешь наиболее действенными в учебном заведении?

1. Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений. Цель опыта: рассмотреть, как алкоголь действует на зародыши семян растений, рост и развитие растительного организма. Оборудование: семена редиса, 3 химических стакана, фильтровальная бумажка, спирт, вода. 1 день эксперимента 3 день эксперимента Практические доказательства влияния алкоголя на живые объекты.

5 день эксперимента 7 день эксперимента Вывод опыта: спирт убивает зародыши семян растений и угнетает развитие растительных организмов.

Цель опыта: рассмотреть действие этилового спирта на живые организмы. Оборудование: банка, сено, вода, молоко, натуральный краситель, микроскоп, пипетка, этанол. 2. Влияние спирта на живые организмы.

Цель опыта: рассмотреть влияние этилового спирта на белок. Оборудование: пробирка, яичный белок, этанол. Вывод опыта: спирт денатурирует белок, т. е. изменяет структуру его молекул, что приводит к изменению физических и химических свойств, утрате их биологической функции. 3. Влияние этанола на белок, содержащийся в животном продукте.

Цель опыта: рассмотреть влияние ацетальдегида на белки животного происхождения. Оборудование: белок, стекло, ацетальдегид, микроскоп. Вывод опыта: ацетальдегид способен денатурировать белки. 4. Влияние ацетальдегида на животные белки.

Применение этилового спирта

Спасибо за внимание!

Спирты -друзья и враги
человечества

Цели. Повторить и обобщить знания о классе спиртов, их химических свойствах, получении и применении; профилактика алкоголизма.
Оборудование и реактивы. Карточки с данными о физических свойствах этанола и метанола; спиртовые настойки трав, йода (аптечные препараты), лосьоны, духи, одеколоны, дезодоранты, глицерин, антифризы, растворители лаков и красок, содержащие спирты, продукты питания для больных диабетом – печенье, конфеты (или упаковки от этих продуктов), ксилит, сорбит (аптечные препараты), жевательная резинка с ксилитом; две стеклянные бутылки емкостью 200–250 мл с этикетками, на одной написано «Этиловый спирт», на другой – «Метиловый спирт. Яд» и нарисован череп с костями (в обe бутылки налить этиловый спирт).

Подготовка к уроку

К подготовке и проведению этого урока желательно привлечь преподавателей биологии, истории, литературы. Они помогут ученикам найти необходимую информацию и подготовить сообщения по различным аспектам проблемы алкоголизма. Такие сообщения позволят активно включить в урок учащихся, чьи познавательные интересы связаны преимущественно с гуманитарными предметами – историей, литературой. Ученики, выбравшие профессию юриста, могут подготовить сообщения по материалам местных правоохранительных органов, проанализировать некоторые статьи Уголовного кодекса РФ, в которых говорится об особенностях их применения к преступлениям, совершенным в состоянии алкогольного опьянения. Учащиеся, решившие посвятить себя медицине, могут рассказать о физиологическом действии алкоголя на организм взрослых и детей, об особенностях так называемых «пьяных травм».
Весь урок или его отдельные этапы можно провести в форме конференции или ролевой игры.
Примерные темы ученических сообщений .

Физиологическое действие алкоголя на организм человека.
Образы жертв алкоголизма в русской литературе.
Алкоголь в личной и творческой судьбе русских литераторов, деятелей искусства.
Алкоголь и преступность в нашем районе (городе, селе).
Хроника происшествий: жертвы употребления поддельных спиртных напитков, метанола, денатурата, технических жидкостей.
Алкоголь и здоровье подростка.
Алкоголь в истории России.
Отношение к алкоголю в мировых религиях.

Учащиеся, не выступающие с обстоятельными сообщениями, при подготовке к уроку подбирают отдельные факты (по материалам местной печати) уголовных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, с отравлением суррогатными алкогольными продуктами и техническими жидкостями, метиловым спиртом.

ХОД УРОКА

Косметические средства
на основе спиртов
и их производных

Начинаем урок с повторения строения спиртов – одноатомных и многоатомных, номенклатуры, гомологического ряда одноатомных спиртов.
Далее рассматриваем материал об основных способах промышленного получения этанола .
Древнейший метод получения этанола – сбраживание сахаристых веществ. Это пример ферментативного процесса. Необходимые для него ферменты вырабатывают дрожжевые грибки. Этанол можно получать и из древесины, т. к. целлюлоза древесины по своему элементному составу идентична крахмалу. И все-таки спирт для пищевых и медицинских целей получают исключительно из пищевого сырья – зерна, картофеля.
Обсуждаем цитату из песни В.Высоцкого, в которой есть монолог алкоголика: «А если б водку гнать не из опилок, то чтоб нам было с пяти бутылок?» С точки зрения химика, в ней говорится о разном качестве спирта, полученного из пищевого сырья и из древесины.
Работа у доски. Два ученика «получают спирт» (пишут уравнения реакций): один из зерна (реакция спиртового брожения), второй – из опилок (реакция гидролиза целлюлозы и последующего брожения глюкозы).
Гидролиз целлюлозы протекает в присутствии кислот. Полученную в результате гидролиза глюкозу подвергают ферментативному сбраживанию в спирт. Такой спирт называют гидролизным . Он непригоден для изготовления лекарств и спиртных напитков и используется только в технических целях.
На первый взгляд продукт этих реакций один и тот же – этанол. Важно обратить внимание на условия протекания реакций и обсудить их.
Гидролиз целлюлозы протекает в жестких условиях, одновременно гидролизуются и другие природные соединения, входящие в состав древесины. Поэтому в продуктах гидролиза содержится много примесей (в частности, метанол), очистить от которых спирт очень трудно.
Спиpтовoе брожение протекает в достаточно мягких условиях и под действием ферментов. Это пример избирательного действия ферментов. Конечно, и в продуктах брожения есть примеси, их называют «сивушные масла», эти примеси не так вредны для человека, и продукт брожения можно очистить перегонкой.
Для получения пищевого спирта используют пшеницы мягких сортов, т.к. в них высокое содержание крахмала.
Теперь рассмотрим применение этилового спирта. Этот этап урока можно провести в форме игры. Класс делится на две команды, и каждая по очереди называет сферу применения этанола. Проигрывает та команда, на которой перечисление закончится.
Обсудив сферы применения этанола, следует остановиться на одной из основных областей его использования – производстве спиртных напитков.
Этот этап урока имеет прежде всего воспитательное значение и направлен на профилактику алкоголизма .
УЧИТЕЛЬ. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые бы так противоречиво вошли в историю человечества, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту.
Виноградарство и виноделие с древнейших времен почитались как достойное и прибыльное занятие для крестьян многих стран, таких, как Франция, Италия, Греция. На территории бывшего СССР виноделием славились Грузия, Молдавия, Армения, Азербайджан. В России виноделие распространено главным образом в Краснодарском крае. Вино – неотъемлемый элемент культурных традиций многих народов мира. И в то же время распространение алкоголизма и связанных с ним болезней и преступлений является серьезной проблемой для многих стран. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с древних времен.

Желательно на этом этапе урока кратко рассмотреть такую информацию.

Действие спирта на живую клетку и организм в целом.
Действие спирта на психику человека и его поведение.
Особенности действия алкоголя на организм детей.
Алкоголизм и преступность.

Этот материал может быть представлен в форме ролевой игры – через сообщения учеников, исполняющих роли биолога (физиолога), врачей различных специальностей (терапевта и травматолога, педиатра, психиатра), юриста, представителя ГИБДД.
Особенно интересными и поучительными могут стать сообщения учеников о роли алкоголя в судьбе видных российских писателей, деятелей искусства (например, С.Есенина, В.Высоцкого), об истории потребления алкоголя в России.
УЧИТЕЛЬ. Одно из опаснейших последствий алкоголизма – отравление техническими жидкостями, содержащими неочищенный этанол или вещества похожего вкуса и запаха. Наиболее часто происходят отравления метанолом, который в поисках спиртного по ошибке часто принимают за этанол.
Ученик делает сообщение по материалам местной уголовной хроники о последствиях отравления метанолом.
После сообщения ученика обсуждаем вопрос: почему именно метанол чаще всего становится причиной тяжелейших отравлений? Решая поставленную проблему, повторяем основные физические и химические свойства спиртов. На доске – таблица физических свойств, которую ученики заполняют по мере повторения свойств двух спиртов. На доске же они записывают уравнения химических реакций спиртов.

Химические свойства:

горение на воздухе:

C 2 H 5 OH + 3O 2 2CO 2 + 3H 2 O;

взаимодействие с металлами:

2CH 3 OH + 2Na 2CH3ONa + H 2 ;

реакция этерификации:

CH 3 COOH + CH 3 OH CH 3 COOCH 3 + H 2 O;

окисление (с сохранением связей С–С):

CH 3 CH 2 OH + [O] CH 3 C(O)H + H 2 O.

У доски работают два ученика. Вначале каждый получает бутылку с соответствующей этикеткой (излишне напоминать, что в обеих бутылках этанол, различаются только этикетки) и описывает внешние признаки метилового и этилового спирта, записывая их на доске в таблицу.

Таблица

Физические характеристики спиртов Спирт
Этанол Метанол
Цвет Бесцветный Бесцветный
Запах Спиртовой Спиртовой
Коэффициент рефракции 1,3611 1,3330
Относительная плотность, г/см 3 0,7936 0,7917
t кип, °С 64,5 78,39
Предельно допустимая концентрация в воздухе, мг/м 3 1000 5

Обсуждаем с классом, какие физические характеристики двух спиртов могут быть использованы для их распознавания. Этанол можно отличить от метанола по температуре кипения, относительной плотности и показателю преломления (коэффициенту рефракции). Но сделать это можно только в лабораторных условиях, при наличии соответствующего оборудования, причем достаточно сложного (перегонный аппарат с точным термометром, рефрактометр). Относительную плотность можно определить с помощью ареометра, но плотности этих спиртов очень близки, поэтому никакой гарантии точности распознавания нет.
Вывод из этого этапа урока ученики записывают в тетрадях: отличить ядовитый метанол от этанола можно только в лабораторных условиях, с помощью специального оборудования . Эти спирты, находясь рядом в гомологическом ряду, имеют близкие химические и физические свойства, их очень трудно различить, именно поэтому так часто происходят отравления метанолом.
По своему физиологическому действию метанол – нервно-сосудистый яд. Попадание в организм 5–10 мл метанола уже вызывает отравление, которое может привести к потере зрения, а доза метанола в 30 мл является летальной.
Возникает естественный вопрос: может быть, стоит вообще отказаться от широкого применения метанола и заменить его этанолом? Это сделать невозможно, т.к. метанол является сырьем для производства формальдегида и уксусной кислоты, растворителем лаков и красок. Метанол – неплохая альтернатива бензину в качестве автомобильного топлива. Хотя его теплотворная способность в два раза меньше, чем у бензина, но он имеет высокое октановое число (125–130). В Бразилии с бензином уже довольно успешно конкурируют метиловый и этиловый спирты, получаемые из дешевого сельскохозяйственного сырья (обмолоченных кукурузных початков). Спирты в качестве автомобильного топлива предпочтительнее и с точки зрения экологии (написать уравнения реакций сгорания бензина C 8 H 18 и метанола CH 3 OH).
Продолжая тему опасности отравления суррогатами алкоголя, обсуждаем, какие еще вещества могут стать причиной отравления при их употреблении вместо пищевого спирта.
Очень часто происходят отравления денатуратом . Так называют неочищенный спирт-сырец, который содержит сивушные масла – бутанол, метанол, пиридиновые основания. Особенность денатурата в том, что содержащиеся в нем примеси невозможно выделить простыми физико-химическими методами, такими, как перегонка, вымораживание.
Нередки и отравления жидкостями, которые заливают в автомобиль, особенно антифризами. В их состав чаще всего входит этиленгликоль – двухатомный спирт.
Следующий этап урока посвящаем рассмотрению многоатомных спиртов с точки зрения их практического применения. Обычно ученики знакомы со сферами применения двух- и трехатомных спиртов. Этиленгликоль в настоящее время является основным компонентом антифризов. Глицерин применяется в фармацевтической, парфюмерной и пищевой отраслях промышленности.
Желательно познакомиться со свойствами и применением двух других представителей многоатомных спиртов – ксилитом

CH 2 OH(CHOH) 3 CH 2 OH

и сорбитом

CH 2 OH(CHOH) 4 CH 2 OH.

Ксилит получают восстановлением моносахарида ксилозы, которая содержится в древесине лиственных пород, кукурузных початках, соломе, шелухе семян. Сорбит получают гидрированием D-глюкозы, но он содержится и в растительном сырье – плодах растений семейства розоцветных, особенно богата им рябина.
Ксилит и сорбит ценны тем, что они имеют сладкий вкус и служат заменителем сахара для больных диабетом (демонстрируем аптечные препараты ксилит и сорбит, кондитерские изделия на их основе, жевательную резинку с ксилитом). Ксилит применяется в медицине и как хорошее желчегонное средство.
Завершить урок можно дискуссией о возможных мерах борьбы с алкоголизмом – как на государственном уровне, так и на уровне каждой семьи, каждого коллектива.

Дополнительная информация

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых, соков, дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.
Чистый спирт начали получать в VI–VII вв. арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Перегонка вина для получения спирта способствовала распространению пьянства. Считают, что именно это и послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков, введенного основоположником ислама Магометом (570–632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран (VII в.).
По классификации Всемирной организации здравоохранения алкоголь относится к наркотическим веществам. При более или менее продолжительном употреблении алкоголя у человека вырабатывается потребность в нем.
Существует мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Но русский историк и этнограф, знаток обычаев народа профессор Н.И.Костомаров (1817–1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5–10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль «3a пьянство».
Последующее распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов, их стремлением получить как можно больше прибыли в казну от торговли спиртным.
С водой спирт образует гидраты различного состава, зависящего от соотношения спирта и воды. Родоначальником современной сорокаградусной водки считают Д.И.Менделеева, защитившего диссертацию под названием «О соединении спирта с водой». Он доказал, что именно такая пропорция спирта и воды дает наибольшее количество тепла и меньше обжигает пищевод.
Наиболее токсичны гидраты, образующиеся при крепости спирта 70–80%. При снижении крепости токсичность снижается в несколько раз быстрее, чем концентрация. Поэтому токсичность спирта в слабоалкогольных напитках выражена гораздо меньше, чем в таком же количестве (в абсолютном выражении) крепких напитков. Это свойство спирта человек заметил очень давно. Древние греки и римляне пили сухое вино крепостью 10–12%, разбавляя его водой, и искренне возмущались, когда узнали, что «скифы пьют вино неразбавленным».
Особо следует остановиться на потреблении пива и его последствиях. Пиво относится к слабоалкогольным напиткам (в среднем 4–5%, но есть и крепкие сорта – до 9%). Однако это не означает, что пиво безвредно. У наркологов существует термин «пивной алкоголизм». За рубежом в среднем 21% пациентов, лечащихся от алкоголизма в наркологических клиниках, пили только пиво. Следовательно, даже употребляя только пиво, человек подвергается риску стать алкоголиком. Кроме того, пиво, являясь первичным продуктом брожения, содержит много примесей, вредно влияющих на печень.
Отечественные ученые-криминалисты и социологи на основании результатов исследований считают, что в пьяном виде совершается примерно 93–96% преступлений. В США из более чем 5 млн ежегодных арестов почти половина связана со злоупотреблением алкоголем. Примерно такая же статистика среди заключенных: приблизительно у 50% из них причиной антисоциальных поступков стал алкоголь.
В настоящее время исследователи высказывают такие точки зрения на взаимосвязь алкоголя и агрессии:

Алкоголь снижает процессы торможения и высвобождает насильственные импульсы;
алкоголь нарушает деятельность нейротрансмиттеров;
алкоголь приводит к дисфункции височной доли мозга, что способствует агрессивному поведению;
алкоголь усугубляет поведенческие нарушения у психически аномальных личностей.

Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не только не освобождается от уголовной ответственности, но, напротив, несет ее в значительно большей степени, ибо опьянение является отягчающим обстоятельством.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «optom-tut». Если вы решили приобрести качественные хозяйственные товары, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «optom-tut». На сайте, расположенном по адресу www.Optom-Tut.Ru, вы сможете приобрести, не отходя от экрана монитора, губки для мытья посуды , скотч, перчатки, антимоль и мышеловки по выгодным ценам. Интернет магазин «optom-tut» имеет, постоянно обновляющиеся, широкий ассортимент качественной хозяйственной продукции.

Баранник В.П. Беспощадный, но незаменимый метанол. Химия в школе, 1999, № 6, с. 11–13;
Титова И.М., Мартынова М.А. Решение проблем наркомании в процессе обучения химии. Химия в школе, 2002, № 5, с. 49;
Волжская Н.Ю. Антинаркотическое воспитание в процессе преподавания химии. Методика преподавания химии, 2002, № 3, с. 66–75.

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ: ДРУГ ТЫ ИЛИ ВРАГ?

УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ В 11 КЛАССЕ

Учитель биологии МОУ СОШ № 72

Задачи урока: - изучить действие алкоголя на организм человека

Обобщить и углубить знания школьников о здоровом образе

Сформировать у учащихся представление о влиянии на организм

человека алкоголя

Сформировать у учащихся негативное отношение к алкоголизму

как общественному явлению

Рассмотреть разные способы противостояния отрицательному

давлению социальной среды

Расширить их кругозор, подготовить школьников к принятию

взвешенных, разумных решений

Развивать умения логически мыслить, делать самостоятельные

выводы и обобщения, развивать навыки самостоятельного

анализа и оценки предлагаемой информации

Продолжить развитие умения работать с дополнительными

источниками информации, находить логическую взаимосвязь

между фактами и реализовывать знания на практике

Оборудование: таблицы « Вред алкоголя», «Печень алкоголика», « Мозг алко-

голика», «Сердце алкоголика», « Формула этилового спирта»

Девиз урока: « Яд, который действует не сразу, не является менее опасным»

« Вино губит душу людей и их потомство»

« Болезнь легче предупредить, нежели лечить»

ХОД УРОКА

Учитель: Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и действию на организм человека. Какие химические вещества следует считать вредными, а какие – полезными? Во многих случаях это вопрос непростой. Иногда споры здесь принимают такой острый характер, что впору взвешивать все «за» и «против», как в настоящем судебном заседании.


Среди ядовитых соединений выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, который человек употребляет в ущерб себе и своему здоровью. Это – Этиловый Спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми.

Здоровье – это не только личное дело каждого человека. Потеря здоровья - это физический, моральный, экономический ущерб обществу. Об этом и пойдет речь на нашей конференции.

В конференции принимают участие научные сотрудники, врачи, работники правоохранительных органов , историки. Вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы. И сегодня творить урок мы будем вместе.

Ведущий: Сегодня нам выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против Этилового Спирта. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени этиловый спирт завоевывал страны и континенты, и никакие, даже самые страшные наказания не могли остановить победного шествия алкоголизма. В ходе изучения проблемы выяснилось, что нет такой системы органов, которая бы не страдала от алкоголя. Перед нами всегда возникал вопрос – что за вещество мы встретили? Без истинного знатока Этилового спирта нам не обойтись. Прошу вас выслушать мнение химика об этом коварном напитке.

Химик – эксперт: Со стороны химии, Этиловый спирт – ценнейшее вещество. Это – бесцветная пахучая жидкость плотностью 0,79 г/см3, с температурой кипения 78.4 С, а плавления – 114 С. Ближайшими родственниками винного спирта являются: Метиловый и Пропиловый Спирты. Кислоты вступают с ним в реакцию этерификации, в результате чего получают сложные эфиры, растворители и душистые вещества. Получают Этанол двумя способами: к водному раствору добавляют немного бензола и полученную смесь подвергают фракционированной разгонке. При этом сначала отгоняется смесь воды, спирта и бензола, затем – смесь спирта с бензолом и наконец – чистый спирт. По другому методу нагревают 96% спирт с оксидом кальция или прокаленным сульфатом меди, при этом основная часть воды удаляется, но 0,2 – 0,3 % ее остается; эти следы воды можно удалить с помощью металлического магния или кальция.

Со времен древних цивилизаций, он был основой большинства принятых в обществе опьяняющих напитков. В столовых винах каждая двадцатая молекула – это молекула Этанола. Им интересовался сам, который посвятил раздел в своей диссертации. А в 19–х годах появилась целая наука о спирте – алкология. Молекулярная формула Этилового Спирта - СН3-СН2-ОН.

Схема 1. Н О---Н

Н С ---- С Н

Атомные орбитали углерода и кислорода находятся в состоянии - гибриди-зации. При этом атомы С, О,Н, соединенные сигма-связью, не лежат на одной прямой. Атом О в молекуле Этанола оттягивает на себя электроны атомов С и Н, образуя заряды «+» на атоме Н и « -» на атоме О. Это дает ему возможность образовывать водородные связи с молекулами воды, позволяющие Этанолу смешиваться с ней в любых соотношениях, а также служит причиной некоторой диссоциации его молекул. Связь О-Н в молекуле спирта менее полярна, чем в молекуле воды, поэтому он проявляет слабокислотные свойства и реагирует со щелочными металлами (но не со щелочами).Этанол вступает в реакцию замещения с галогеноводородами, в реакцию этерификации, дегидрируется, окисляется до уксусного альдегида и дегидратируется. Синтези-руют Этанол гидратацией этилена, восстановлением уксусного альдегида и гидролизом галогенопроизводных, а также брожением сахаров, получаемых из риса, картофеля, кукурузы и других растений, например сахарной пальмы.

Ведущий: Минзрав предупреждает, что употребление спиртных напитков пагубно влияет на наши системы органов. Давайте поинтересуемся у доктора. Так ли это?


Врач - терапевт: Алкоголь – сильный яд для печени, он приводит к перерождению и гибели её клеток – циррозу. Этиловый спирт – одно из немногочисленных веществ, которые всасываются уже в ротовой полости и желудке, сразу начинают действовать. Ароматические соединения алкоголя раздражают слизистые оболочки рта, языка, глотки. Наступает атрофия поверхностных слоев языка, что приводит к потере вкуса. Он разрушает пищеварительные ферменты. Из-за этого нарушается процесс переваривания пищи в пищеварительном тракте. Попадая в желудок, алкоголь способен повышать выделение желудочного сока. Большое количество кислоты обжигает слизистую и приводит к ее отмиранию. При этом нарушается не только секреторная, но и моторная функция желудка. Попадая в межтканевую жидкость, Этанол начинает забирать воду из клеток, так как концентрация веществ вне клеток резко увеличивается. Развиваются отеки. Где прежние черты лица? Где красота?

Причиной 35% всех внезапных смертей служит алкогольное поражение миокарда, которое вызывается разовым приемом большого количества спирта. Клетки, страдая от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее. Алкоголь «вымывает» из работающей сердечной мышцы микроэлементы. Появляются боли в сердце. Длительное воздействие алкоголя и продуктов его распада на мышечную ткань сердца способствует перерождению ее отдельных участков в жировую ткань. В результате сердце увеличивается в 2-3 раза и превращается в «сердце алкоголика» или «бычье сердце».

Токсичный Этанол тормозит работу нервных клеток, и тогда целые участки коры больших полушарий выключаются. Истощение больших полушарий является причиной инертности процессов торможения и возбуждения. Именно он заглушает рецепторы в глубине мозга при воздействии раздражителей небольшой силы. Под воздействием алкоголя меняется синтез многих белков, в том числе тех, которые отвечают за память. Нарушается деятельность и нейромедиаторов – биологически активных веществ, участвующих в передаче возбуждения от одной нервной клетки к другой. Происходит снижение психической и умственной работоспособности.

Источником энергии у человека, употребляющего алкоголь, является не глюкоза, как у здоровых людей, а этиловый спирт. Употребляемые же углеводы превращаются в жир. Жировой тканью заменяются у больных алкоголизмом клетки печени и других органов. На последней стадии возникает полная психическая и физическая зависимость от алкоголя, происходят необратимые изменения в организме.

Адвокат: Извините, но позвольте мне с вами не согласиться. Мнение о том, что спиртные напитки негативно влияют на здоровье, всегда преобладало над иными точками зрения. Однако сейчас накопилось достаточное количество научных данных о том, что у людей, выпивающих небольшое количество спиртного, снижается риск развития ишемической болезни сердца. Такие люди погибают от сердечных приступов в 1,5 раза реже, чем совершенно не пьющие. Малые дозы алкоголя помогают артериям избавиться от холестерина, а это предотвращает атеросклероз сосудов.

В 1930-х годах, когда еще не были открыты антибиотики . Хирург и ученый в течение нескольких недель принимал большие дозы алкоголя для лечения сепсиса, и возможно, именно это спасло ему жизнь. Хорошо известно местное применение спирта в качестве дезинфицирующего средства. В медицине известен метод лечения – энотерапия (винолечение). При пониженном тонусе, гипотонии полезно добавлять в стакан чая 1-2 чайных ложки коньяка. Употреблять алкогольные напитки можно, но в умеренных дозах. Врач древности Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу вредным или полезным.

Ведущий: На нашей конференции начинают кипеть нешуточные страсти. А может действительно, это вещество является полезным. Что на этот счет думает наш заведующий химической лабораторией?

Химик – эксперт: Научные исследования показали, что дружеские отношения с Этанолом могут пойти на пользу организму: несколько бокалов вина в неделю уменьшают риск заболеваний сердечно – сосудистой системы. Но при слишком близком общении с ним у людей возникают такие болезни, как цирроз печени, гипертония, панкреатит, трахеобронхит, нефропатия…

В печени Этанол окисляется до альдегидов, и в результате образуются продукты, из-за которых начинается ее жировое перерождение. С физиологической точки зрения Этанол является депрессантом (угнетает организм) и напоминает анестетик (обезболивающее средство) общего действия. Любителям спиртных напитков Этанол кажется возбуждающим средством. Но на самом деле он тормозит деятельность коры головного мозга. Этиловый спирт применяют в промышленности для получения многих материалов и органических соединений в том числе бутадиенового каучука, медицинского эфира, хлорэтана для местной анастезии, растворителей и многого другого. Его испо-льзуют в виде топлива, например, для паяльных ламп и осветительных приборов.

Этиловый спирт убивает живущие на коже бактерии, которые могли бы попасть внутрь организма и вызвать серьезные заболевания. Этиловый спирт хорошо горит. Первые химики назвали Этиловый спирт духом вина, то есть винным спиртом. В умеренном количестве он оказывает приятное действие на человека.

Ведущий: На протяжении веков Этиловый спирт как верный пес сопровождал человека, выполняя разнообразные социальные функции. Сейчас в мире выпивают 25 млр. бутылок в год вина (по 5 бутылок на человека). А в России – по 8,5 литра. Из активной жизни выключаются млн. людей, распадаются семьи и возникает глобальная земная проблема алкоголизма. В подтверждение моих слов прошу выслушать социолога.

Социолог: Алкоголизм – неумеренное потребление спиртных напитков – пагубно влияет на здоровье, быт и трудоспособность людей, благосостояние и нравственность всего общества. Алкоголизм несовместим со здоровым образом жизни. От пьянства страдает общественное производство: многие предприятия и учреждения несут потери от прогулов, травм работников, аварий, хищений, снижения производительности труда, связанных с употреблением алкоголя. Например, по данным американских страховых компаний, алкоголики ежегодно прогуливают более 36 млн. человеко-дней, а это вдвое больше, чем простои при забастовках.

Из-за нарушения координации движений и ослабления внимания после приема небольших доз спиртного производительность труда снижается в среднем на 30%, а при умеренной степени опьянения - на 70%. При приеме 30 мл. водки значительно увеличивается число ошибок у наборщиков, машинисток и операторов, при приеме 150 мл. водки у землекопов и каменщиков на 25% снижается мышечная сила.

Алкоголь отрицательно сказывается на меткости стрельбы. После приема спортсменом 50 г алкоголя его результат: 26 из 100. Падение интеллекта и нравственного уровня, утрата нормальных интересов и постоянное стремление к выпивке приводят к тому, что пьяница попросту, как говорят, «теряет разум», способен на унижение своих близких, разорение собственной семьи и даже преступление.

В заключение, приведу слова русской пословицы « Вначале человек пьёт вино, потом вино пьёт вино, а затем вино пьёт человека».

Ведущий: Социолог привел нам немало фактов угрозы для общества алкоголя и ему вторит работник правоохранительных органов.

Сотрудник внутренних дел: По оперативным сводкам ГАИ, 60% ДТП происходит по вине пьяных водителей.

Этиловый спирт, входящий в состав спиртных напитков, действует на ЦНС, вызывая снижение внимания, замедление реакции, сонливость, что приводит к трагическим последствиям. За 2008 год по этой причине на дорогах области погибло около 5000 человек, а по всей России число погибших больше в десятки раз.

Конечно, научно – технический прогресс породил методы, позволяющие определить наличие алкоголя в организме. Это прибор « Индикатор». Стоит подышать в трубку – и под действием паров Этилового Спирта из дыхательных путей человека, изменяется окраска вещества – индикатора, наполняющего эту трубку.

В состоянии опьянения совершается 55% краж, 79% грабежей, 69% всех нападений. Этиловый спирт может стать и причиной межгосударственных конфликтов. Например, недавно на одной из границ России была попытка нелегально провести на территорию страны десятки тонн Этилового спирта. С ужасом представляем мы себе последствия, к которым привело бы проникновение контрабандного спирта и некачественной алкогольной продукции на внутренний рынок страны.

Наконец, пожары. Почти половина из них связана с пьянством. А это чревато не только огромным материальным ущербом, но и гибелью людей. Из этих фактов можно сделать вывод: Этиловый спирт – источник повышенной опасности.

Адвокат: Я согласен, что чрезмерное употребление алкогольных напитков наносит вред окружающим. Но в этом нельзя винить Этанол. Скорее в этом виноват сам человек: обычно в его организме постоянно образуется некоторое количество Этилового спирта. У пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечиться от алкоголизма. Но виноват ведь в этом сам человек.

Ведущий: Мы все очень хорошо знаем, что Этанол своим зловонным дыханием отравляет еще не родившееся поколение детей. Подумайте только, дети еще не родились, а уже принесены ему в жертву. Сын могучего Зевса – Гефест- маленький некрасивый горбатый уродец – дитя пьяного зачатия. Не потому ли с давних времен даже в Древней Греции был введен Указ, запрещающий употребление вина до 21 года. Сейчас от 3 до 9 детей на 1000 рождаются с алкогольным симптомом плода. В качестве подтверждения этих фактов, прошу выслушать мнение ученого – генетика.

Генетик: (видеосюжет о влияние алкоголя на младенцев)

По роду службы мне приходится видеть человеческую беду: детей, страдающих наследственными заболеваниями и патологиями развития. Систематическое употребление наркотических веществ, к которым относится и алкоголь, вызывает повреждение половых клеток - сперматозоидов и яйцеклеток. Особенно опасно употребление Этилового Спирта женщинам. Исследования, проведенные нидерландскими учеными, показали, что 3000 обследованных детей, страдающих врожденной идиотией, были зачаты родителями в праздничные дни в состоянии сильного алкогольного опьянения. При употреблении спиртных напитков страдает наследственный аппарат (хромосомный, генный) половых клеток, их жизнеспособность. Действие алкоголя на этапе внутриутробного развития приводит к уродствам, повышенной смертности новорожденных.

Ученые выявили ген алкоголизма, который проявляется в 40% случаев. У детей с таким геном непредсказуемое поведение, они испытывают потребность в алкоголе с самого раннего детства. Генетики называют это явление алкогольный синдром плода. Ученые установили, что 90% умственно отсталых детей, которые занимаются во вспомогательных школах и интернатах – дети пьющих родителей. Приведу один пример. На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежало 160 куриных яиц для инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелись лишь 78 цыплят, из них 40 вскоре погибли, а 25 оказались уродами: зародыши были отравлены парами спирта.

В пьющих семьях 40% детей оказываются больными. Занимаются они с трудом. Поведение становится беспечным. Им сложно пересказать прочитан - ное. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми или с врожденными пороками развития отдельных органов, с разнообразными уродствами, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Ведущий: Все это конечно ужасно. Но среди людей, употребляющих алкоголь, бытует мнение, что употребление спиртных напитков приносит людям пользу. Есть мнение, что он помогает людям жить. Они становятся умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи. Так ли это?

Врач - энотерапевт: Я хочу рассказать, как Этанол помогает нам, медикам. Он применяется как антисептическое средство. В этом качестве он помогал многим из нас. Не кажется ли вам черной неблагодарностью обвинять Этанол и возводить на него напраслину? Его используют и для растирания, и для компрессов. Растворитель во многих жидких лекарствах – тоже он. Самое простое из медицинских средств – водка с перцем. Не правда ли, она вылечила от простуды многих из нас!

Наконец, Этанол применяют для изготовления анатомических препаратов, помогающих студентам медицинских вузов проникнуть во все тайны строения человеческого организма. Именно Этанол, и никто другой, является самым распространенным растворителем и реагентом в биохимических , клинико-диагностических и химико - фармацевтических лабораториях. Нельзя забывать и о его детях – Хлороформе и Диэтиловом Эфире. Они также помогают нам, медикам. А получают – то их из Этанола! Этанол вовсе не враг человека. Он находится в тканях головного мозга, мышцах, печени человека. В крови в норме содержится 0,004% Этанола. Он есть и в природных водах, почве, листьях растений и даже в молоке!

Что касается пагубного действия на организм, то обвинять следует вовсе не Этанол, а человека! У Этилового Спирта никогда и в мыслях не было действовать во вред людям. Наоборот, это человек использовал Этанол в своих гнусных целях.

Ведущий: Предыдущая речь содержала много интересных фактов. Этиловый спирт прочно вошел в нашу жизнь. Кажется, он существовал и существует вечно. Что говорит наша история о его возникновении?

Историк: С незапамятных времен идет слава о напитках, веселящих душу, лечебных напитках, напитках отдыха. Как мы знаем, древние народы перейдя на оседлый образ жизни стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством и приобщились к спирту.

Они заметили, что достаточно оставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или какие-либо другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий странными и, как им казалось, чудодейственными свойствами. У людей появлялась болтливость, хвастовство, агрессивность . Но наши далекие предки пили отнюдь не для того, чтобы напиться, а в строго определенных ситуациях, связанных с обрядами и обычаями. Древние народы Средиземноморья более чем за 4 тысячи лет до нашей эры умели приготовить вино, сбраживая виноградный сок. В Древнем Египте применяли вино с 3-2 тысячелетия до нашей эры. Шумеры славились зерновыми напитками, по рецептам ацтеков индейцы получали из агавы «октли», из кактусов - «пульке» и текилу. Африканские бушмены готовили бодрящие напитки из меда диких пчел. Древние русы владели искусством приготовления целебной сурьи из меда и лекарственных трав.

На Руси крепленые вина появились со времен правления князя Олега. Водка появилась на Руси в 16 веке, когда алхимиками был освоен способ перегонки алкогольсодержащих жидкостей. Было высказано предположение об особых, целебных свойствах спирта. И растворы его поначалу продавались в аптеках под названием «вода жизни» или «огненная вода».

Слово «водка» в Новгородской летописи 1533 года означало не хмельной напиток, а лекарственный настой.

В 1552 году царь Иван Грозный устраивает первый в России кабак, только для опричников. Пить царёву водку – большая честь. Но беда России еще не грозила. К 1905 г в России употребляли 0,57 ведра вина в год на человека, во Франции – 4,76 ведра, в Германии – 1,87 ведра. Спаивание народа безудержным становится в начале 20 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не проходит без вина. Водку и спирт употребляли во всех жизненных ситуациях и в больших количествах, что связывалось с «широтой» русской души. Как сказал

Выпьет чарку – чародейку

Забубенный наш земляк;

Жизнь копейка! Смерть – злодейку

Он считает за пустяк.

Ведущий: Да, много слов сказано сегодня об Этиловом Спирте. Влияние его на мир людей приводит к страшным последствиям. Он с давних пор идет рядом с человечеством и применим во многих сферах жизни. Употребление напитков, содержащих Этанол, - вина, водка, коньяк, на первый взгляд кажется безобидным и приятным, а на самом деле таит много опасностей. Жертвами катастроф, произошедших по вине людей, чей разум был затуманен винными парами стали многие. По высказыванию « Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…а главное – неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность»

Приходится думать, что на планете Земля существует реальная сила, способная подчинить себе волю человека и уничтожить его физически. Она могущественнее разума. Человечеству предстоит либо победить ее, либо погибнуть в ее мучительных отравленных объятиях.

Адвокат: Позвольте вам напомнить, дорогой ведущий, что еще Гален и Аристотель использовали вино как лекарство. Пектиновые вещества вина помогают организму освобождаться от чужеродных соединений(радиоактив-ного стронция). Дубильные вещества ценны своим антибактериальным действием. Сахара – источник углеводов для ослабленных и истощенных. Этанол прекрасный растворитель. Он способен смешивать воистину несмешивающиеся вещества. Это промывочное средство в оптике и электронике, а также консервант в биологии.

Этанол используется как горючее в разных устройствах – от спиртовок до ракетного двигателя. На его основе производят бальзамы и настойки, духи и лосьоны. Не забудьте о спиртовых термометрах. А что до вреда Этанола, то повторю: Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу вредным или полезным.

Учитель: Дорогие мои друзья! Подводя итог нашей конференции, где много было высказано мнений о пользе и вреде Этанола, хочу добавить в унисон с Парацельсом следующее: всякая неумеренность, невоздержание доставляет человеку страдания, приводит к болезням, снижает его интеллект. Еще Аристотель сказал о том, что у умных людей страсти согласуются с разумом. Хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждениях, недостаток и излишество обыкновенно переходят друг в друга и приводят нередко к физическим и моральным потрясениям.

Наш сегодняшний разговор подошел к завершению. Но мне важно знать ваше мнение о нашем споре, Что каждый из вас унесет с собой.

У древних было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это – Янус двуликий. Одно лицо – темное – обращено в прошлое (там много печального), другое – светлое – смотрит в будущее. Нашей задачей сегодня было составить свое мнение о проблеме вреда или пользы Этилового Спирта. Как и в те древние, мудрые времена, выскажите свое мнение, проголосовав шарами: черный шар – Этанол – это враг; белый шар – Этанол – это друг; красный шар – все хорошо в меру. (голосование)

Учитель: Вот мы наполнили наш сосуд напитком, искрящимся от мыслей, мечтаний, сомнений, противоречий. Малая капля сомнений – почва для будущих размышлений. Главную оценку вам поставит жизнь, за то, как вы воплотите свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75 % - от образа жизни, который вы будете вести.

И завершить урок хочется словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать». Благодарю всех за урок – сотрудничество.

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

2. Учитель биологии МОУ СОШ № 72

3. МОУ СОШ № 72, а

4. телефон рабочий, домашний –

Биология, химия

Краткая аннотация проекта

Данный проект предназначен для работы с учащимися 8-9 класса в рамках предметов биология и химия.

Рассматриваются базовые сведения об особенностях строения спирта его свойства, о вреде алкоголя на организм человека его последствия на развивающий организм. Дети знакомятся с проектным методом обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Продолжительность проекта 3 урока. В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам у обучающихся должны быть сформированы представления о свойствах спирта,о вреде алкоголя на организм, о том, как дети могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) составить представление о пользе и вреде спирта Результатом работы над проектом должно стать: а) знания и умения по теме «Одноатомные спирты»; б) поиск и сбор сведений о последствиях спирта для развивающего организма человека, изучение литературы о вреде алкоголя; в) выяснение типичных ошибок о пользе спирта г) составление рекомендаций о «Здоровом образе жизни» для ребят. Урок - «Защита проекта» пройдет в виде представления презентаций, буклетов, рекомендаций всех «специалистов» в соответствии с ролями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем польза и какая опасность спирта?

Проблемные вопросы

  • Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье?
  • Что такое здоровый образ жизни?

Учебные вопросы

  • Необходимо ли соблюдать здоровый образ жизни?
  • Какие последствия оказывает алкоголь на растущий организм?
  • Что нужно сделать, чтобы сохранить своё здоровье?

План проведения проекта

1. Актуализация (проверка начальных знаний по теме «Спирты», выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта).

2. Подготовительный (знакомство с принципами поиска информации в различных источниках (учебниках, хрестоматии, энциклопедиях) и в сети Интернет, видами поиска информации в сети Интернет, ознакомление с понятием «Полезные и вредные свойства спирта». Изучение литературы по данной теме).

3. Исследование (Исследование поиск и сбор сведений о последствиях спирта для развивающего организма человека, изучение литературы о вреде алкоголя;).

4. Тестирование (контроль усвоения материала по данной теме).

5. Защита проекта (представление результата исследования в виде сообщения и презентации, рекомендаций о «Здоровом образе жизни»).

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 10, М., Просвещение 2008.
  2. Р.П.Суровцева, Л.С. Гузей,Тесты 8-9 класс, 2007 М., Дрофа 2002.
  3. Книга для чтения по анатомии человека, М., Просвещение,1999.
  4. С.Г. Мамонтов, Биология для поступающих в вуз, М., Высшая школа, 2005.
  5. О.Л. Петришина, Анатомия, физиология и гигиена детей, М., Просвещение, 2002.
  6. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш Биология человек 8 класс,М., Дрофа, 2007.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: