Когда трудовые движения рациональны. Трудовые действия

Производственная операция - это часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

Операция характеризуется постоянством предмета труда, рабочего места исполнителей. При изменении двух последних условий работа над одним предметом труда делится на отдельные операции. Например, изготовление детали станочником на одном станке является операцией, состоящей из ряда моментов (переходов): черновая, чистовая обточка, нарезка резьбы и т.д. Если эти элементы по изготовлению детали будут выполняться на разных станках, управляемых разными рабочими, то выполнение каждого из элементов станет самостоятельной операцией.

В свою очередь, производственную операцию можно рассмотреть с технологической стороны, тогда технологическая операция - это процесс воздействия рабочего органа машины, инструмента на предмет труда, в результате которого происходит достижение определенной цели его технологической обработки или изменение состояния.

В составе производственной операции можно выделить вспомогательные операции, при которой не меняется форма и физическое состояние предмета, а осуществляется необходимая подготовка к процессу технологи­ческого воздействия на него или размещение предмета труда.

При рационализации работы вспомогательные операции устраняются, тогда как технологические операции, отдельные их элементов объединяются за счет применения более совершенных технических средств работы.

Как правило, операция - объект технического нормирования. Однако в тех случаях, когда расчленить производственный процесс на регулярно по­вторяющиеся операции невозможно, объектом нормирования может быть комплекс операций или группы однородных работ (обслуживание произ­водства).

Производственные операции могут быть объединены в единый ком­плекс. Комплекс операций - это группа операций по изготовлению одного изделия на одном производственном участке при неизменном составе ис­полнителей. Например, ремонт уникального станка комплексной бригадой.

Производственная операция, в свою очередь, подразделяется:

в технологическом отношении - на переходы (технологический, вспомогательный), установки, проходы (рабочий и вспомогательный), по­зицию;

в трудовом отношении - на трудовые приемы, трудовые действия и трудовые движения.

Состав производственной операции в технологическом и трудовом от­I!ошениях на примере станочных работ приведен на рис. 4.

Механическая обработка и сейчас занимает доминирующее положение в общей трудоемкости производства машин (30-40%). Технологический процесс механической обработки деталей - это последовательное превращение; заготовки в готовую деталь путем механической обработки поверхности рабочей заготовки. Все действия, из которых состоят операции, делят на основные (резание) и вспомогательные необходимые для подготовки и завершения основных. Среди вспомогательных действий особое место занимают установка и закрепление обрабатываемой детали, так как они необходимы почти в каждой станочной операции. Установка создает нужную определенность положения детали в рабочей зоне станка. Закреплением фиксируется положение детали, достигнутое установкой.

Установка - часть операции, выполняемая при одном положении (креплении) детали. Установка может состоять из одного или нескольких переходов.

Каждое положение детали на станке при одном ее закреплении называют позицией детали.

Технологический переход - это технологически однородная часть опера­ции, в результате которой происходит только одно технологическое изме­нение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудова­ния (температура, давление, режим) и неизменном инструменте.

При механической обработке под одним технологическим изменением (переходом) понимается обработка одной поверхности, например, черновая обточка заготовки, нарезка резьбы и Т.д. Характерная особенность перехо­да - возможность его выделения из общего процесса обработки и выпол­нения на другом станке как самостоятельной операции.

При ручных работах под переходом понимается часть операции по обра­ботке определенной поверхности одним инструментом или одно сочленение двух или нескольких сборочных единиц (деталей) при помощи одних и тех же инструментов, приспособлений.

При аппаратурных процессах переход - это часть операции, соответст­вующая периоду выдержки при определенном режиме (температура, давле­ние), периоду доведения режима до определенных параметров.

Например, операцию отжига металла можно разделить на следующие переходы: нагрев до определенной температуры, период выдержки при дан­ной температуре; период охлаждения заготовки в печи до температуры, предусмотренной технологией.

Вспомогательный переход - это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относи­тельно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выпол­нения рабочего хода.

При некоторых работах операции, кроме переходов, могут делиться на рабочий и вспомогательный ходы.

Рабочий ход - это законченная часть технологического перехода, со­стоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготов­ки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхно­сти, или свойств заготовки.

Вспомогательный ход - это законченная часть технологического пере­хода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки, но необходимого для выполнения ра­бочего хода.

Позuция - это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной "части оборудования для выполнения определенной части операции.

Расчленение на установки и проходы в настоящее время принимается в основном при механической обработке материалов (металла, дерева и др.).

Трудовое движение - это любое функциональное движение работника, выполняемое им в процессе трудовой деятельности(это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.)). Например, «протянуть руку к инстру­менту», «взять (захватить) инструмент».

Трудовое действие - это несколько взаимосвязанных трудовых движений, выполняемых с определенной целью (взять деталь, запустить станок, остановить машину и т.д.).(это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «взять инструмент», «положить деталь».)

Трудовой прием - представляет собой технологически завершенную часть операции, состоящую из совокупности трудовых действий, имеющих определенное назначение. (законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий). Например, прием«установить деталь в патрон токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.

Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

    основные (технологические);

    вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Приемы объединяются в комплексы приемов. Если приемы объединяются в их технологической последовательности, то создаются технологические комплексы приемов (например, приемы «установить деталь в патроне» и (зажать деталь в патрон» можно объединить в один технологический комплекс «установить деталь в патроне и зажать»).

Если приемы объединяются не по принципу последовательности их выполнения, а по признаку единства (общности) какого-либо фактора, влияющего на их продолжительность, то речь идет о расчетных комплексах. Так, длительность времени на установку и снятие детали одним и тем же спосо­бом определяется, в основном, такими общими факторами, как вес и размер детали. Поэтому можно все приемы по установке и снятию детали объеди­нить в один расчетный комплекс «установка и снятие детали».

Основные элементы трудового процесса - это трудовые приемы, охва­тывающие совокупность трудовых действий, состоящих из трудовых дви­жений. Самые универсальные элементы трудового процесса - трудовые движения. Универсальность трудовых движений и действий определяет их высокую повторяемость. Так, при укладке мармелада в лотки трудовое дей­ствие «взять мармелад» повторяется за смену 4550 раз. Трудовое действие «снять» при центровке детали на вертикально-сверлильном станке повторя­ется 1500 раз и Т.д.

Исследования, проведенные НИИ труда в различных отраслях промыш­ленности, показали, что при одинаковых условиях, составе и последова­тельности движений в трудовых действиях время на их выполнение практи­чески одинаково. Так, затраты времени на выполнение трудового движения «взять предмет» весом до 3 кг одной рукой по группам предприятий раз­личных отраслей промышленности составляли, (сек.):

в машиностроении - 0.56;

в текстильной - 0.5;

в швейной - 0.6;

В пищевой - 0.55.

Трудовые движения, действия и приемы, их состав и последовательность выполнения формируют, определяют метод труда, Т.е. способ выполнения трудового процесса. Отсюда вытекает важность анализа трудовых приемов, действий и, прежде всего, трудовых движений, как первичного, исходного и наиболее универсального элемента трудового процесса, с целью выявления лишних, менее эффективных движений", установления возможности их со­вмещения, изменения траектории и Т.п. и на основе их совершенствования рационализировать сам трудовой процесс в целом и метод его выполнения. Многочисленные системы рационализации труда и микроэлементного нор­мирования основаны на тщательном изучении и анализе трудовых движе­ний.

Для изучения и анализа трудовых движений необходимо знать основные их характеристики, параметры, которые зависят от вида движений. В этих целях производится классификация трудовых движений.

Трудовое движение

"...Трудовое движение - это "простейший и неделимый элемент трудового процесса - однократное перемещение рук, ног, головы, глаз и корпуса исполнителя в процессе труда (например, "протянуть руку", "повернуться", "нагнуться", "разжать пальцы" и т.д." <*>..."

Источник:


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Трудовое движение" в других словарях:

    Трудовое право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляюща … Википедия

    ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ - нац. освободит., антифашистское демократич. движение нар. масс во время второй мировой войны 1939 45 против герм., итал. и япон. оккупантов и сотрудничавших с ними местных реакц. элементов. Д. С. явилось одним из существ. факторов, обусловивших… … Советская историческая энциклопедия

    Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …

    Рабочее движение - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Партизанское движение в 1918-22 - в период Гражданской войны в Советской России, вооружённая борьба трудящихся в тылу белогвардейцев и интервентов в защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Антисоветский террористический режим, насаждавшийся… … Большая советская энциклопедия

    Забастовочное движение в России - Динамика численности работников, участвовавших в забастовках в России, в 1992 2008 годах, в тыс человек Одним из требований забастовочного движения в новейшей истории России является своевременная выплата заработной платы. Некоторые представители … Википедия

    Политические партии Литвы - На 23 сентября 2012 года в Литве Министерством юстиции зарегистрирована 41 политическая партия. Для регистрации партии согласно законодательству Литовской республики требуется набрать не менее одной тысячи учредителей, которые собравшись… … Википедия

    Список политических партий США - В США существует двухпартийная политическая система, при которой преобладающее значение в политической жизни страны имеют две основные политические партии, а остальным партиям и независимым кандидатам крайне сложно завоёвывать места в Конгрессе.… … Википедия

    МЕТОД ТРУДА - способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА - сборники, содержащие разработанные нормативы и единые типовые нормы труда; регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, установленные на основе заранее проведенных исследований и… … Российская энциклопедия по охране труда

1. Дайте определение политехническому принципу.

2. Охарактеризуйте основные требования политехнического принципа обучения технологии.

3. Какие умения относятся к общетрудовым?

4. Охарактеризуйте общепроизводственные умения.

5. Охарактеризуйте базовые технологии.

6. Какие объекты техники изучаются на занятиях по технологии?

7. Какие технологические процессы изучаются на занятиях по технологии?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений поэлементного анализа составных частей технологического процесса;

− выявление основных элементов технологических операций как содержательной части упражнений.

Комплексное исследование технологических процессов позволяет успешно решать проблемы совершенствования содержания, принципов, методов и организационных форм технологической подготовки школьников.

Технологический процесс - это совокупность действий, осуществляемых человеком в ходе создания материальных ценностей или выполнения определенных функций в других сферах человеческой деятельности. Технологический процесс на промышленном предприятии складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, выполнения технологических операций и контроля качества выполняемой работы .

По степени механизации технологические процессы подразделяют на: немеханизированные, частично-механизированные, комплексно-автоматизированные.


Технологический процесс расчленяется на трудовые движения (элементарный акт), трудовые действия, трудовые приемы, трудовые операции. Трудовое движение - это однократное и однородное непрерывное перемещение рабочего или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью перемещения или поддержания какого-либо предмета.

Трудовые движения подразделяют на движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Выделяют движения короткие и длинные, горизонтальные и вертикальные, прямолинейные и радиальные, индивидуальные и совмещенные, прерывные и непрерывные, решительные; рабочие и холостые.

Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одними или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и т. д.). Трудовое действие характеризуется одним целевым назначением-постоянством обрабатываемого материала и применяемого инструмента.

Трудовые действия группируются по следующим функциональным признакам: 1) подготовительные, 2) исполнительные, 3) контрольные, 4) корректирующие.

Критериями высокой организации технологического процесса является доминирование исполнительных действий и минимальная трата времени на вспомогательные действия.

По характеру использования применяемых инструментов и приспособлений различают трудовые действия: 1) обработочные, 2) монтажно-установочные, 3) проверочно-контрольные.

Трудовой прием - это совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Выделяют следующие приемы:

Планирования (изучение технической документации и технологического процесса; условия выполнения форм выработки и др.);

Организации рабочего места и ухода за ним;

Рабочие (управление станком; установка деталей и инструментов; обработка, сборка и т. д.); контроля (обеспечение технических требований чертежа, инструкционной, технологической и операционной карт и т. д.).

По технологическому признаку трудовые приемы подразделяют на: основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные.

Различают также статические (поза, исходное положение рук, ног и т. д.) и динамические (движения, действия).

Трудовая операция - это элемент трудового процесса, направленного на достижение конкретной цели, и состоящий из одного или нескольких трудовых приемов. Технологическая операция - часть технологического процесса, непрерывно выполняемая на одном и том же рабочем месте при обработке одного и того же продукта труда.

Из трудовых движений, приемов и операций формируется метод труда, под которым принято понимать конкретный комплекс операций и составляющих их элементов, применяющихся при определенной технологии и в данных производственных условиях на рабочем месте.

Учитель технологии должен уметь расчленять операцию на трудовые приемы для последовательного обучения ее элементам, организации учебного процесса, чтобы изученные ранее трудовые приемы повторялись при выполнении новых видов работ и обогащались новым содержанием. Повторяемость трудовых приемов обеспечивает формирование определенных умений и навыков.


Трудовые умения - это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Они делятся на общетрудовые (планирования, самоконтроля и организации рабочего места), общепроизводственные (обработочные, вычислительные, измерительные, графические, сборочные, монтажные, наладочно-регулировочные и др.) и специальные (установка заготовки и резца у токаря и т. д.)..

Для формирования общетрудовых и общепроизводственных умений учителю технологии необходимо учитывать возможность повтора действий и приемов во время работы. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления совершенствуются и складываются в систему.

Трудовые навыки - способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций.

Различают навыки: двигательные, умственные и сенсорные. Навыки вырабатываются в процессе деятельности и являются составной частью умения, образовавшегося в результате упражнения.

Порядок выполнения работы

2. Проанализировать технологический процесс (по выбору) и заполнить таблицу 1:

Таблица 1

Технологический процесс

Трудовые действия

Трудовые приемы

Трудовые операции

Контрольные вопросы

1. Что такое "технологический процесс"?

2. Из каких элементов состоит "технологический процесс"?

3. Что такое "трудовое движение"?

4. Назовите виды трудовых движений.

5. Что такое "трудовой прием", "трудовое действие", "трудовая операция"?

6. Как классифицируют трудовые умения?

7. Для чего учителю технологии необходимо знать составные элементы технологического процесса?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование представлений о различных дидактических системах;

− анализ возможностей дидактических систем в реализации целей и задач технологической подготовки школьников.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В соответствии с этим общим определением под системами трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учетом характера педагогических ситуаций позволяет достичь учителю наибольшего эффекта в своей деятельности.

Наиболее известными являются следующие системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная (система ЦИТ), операционно-комплексная, конструкторско-технологическая.

Предметная система . Основная отличительная черта этой системы заключается в том, что учащийся овладевает совокупностью приемов и операций изготовления определенного ограниченного числа конкретных изделий.

Исторически это самая старая система обучения. Большое распространение она имела в период развития ремесленничества, а также на ранних стадиях промышленного производства, когда техника и технология не были унифицированы. Программой обучения по предметной системе служил перечень изделий. Тем самым предметная система обучения приводила к технической и технологической узости специалиста. Достоинством этой системы было то, что, осваивая умения и навыки, ученик достигал высокой степени мастерства.

В современном массовом производстве возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных рабочих редких специальностей. Их обучение ведется по усовершенствованной предметной системе в индивидуальном порядке.

Дальнейшее совершенствование систем производительного обучения было связано с развитием промышленного производства. Переход на массовый выпуск сложной продукции обусловил в организации производства операционное разделение труда. Подготовка к труду должна быть связана не с обучением способам изготовления конкретных изделий, а с формированием приемов выполнения технологических операций. Это привело к возникновению операционной системы производственного обучения.

Операционная система предложена русскими инженерами и, первые три программы по этой системе были сделаны для обучения слесарным, токарным и столярным работам.

Операционная система предлагала две фазы обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка); применение полученных навыков при изготовлении товарной продукции.

Для первой фазы обучения подбирались специальные учебные объекты. Их последовательность устанавливалась в зависимости от сложности изделия и существующих в производстве переходов от операции к операции.

На второй фазе обучения приемы и навыки выполнения работ совершенствовались непосредственно в процессе производства изделий.

Операционная система отличается универсальностью, облегчает контроль и коррекцию усвоения умений и навыков.

Вместе с тем, операционная система имеет существенные недостатки.

Во-первых, учебный характер объектов, на изготовлении которых ведется обучение, снижает интерес к учению.

Во-вторых, существует временной и содержательный разрыв между теми операциями, которые приходится выполнять при изготовлении товарной продукции. Ученики за время обучения теряют приобретенные навыки.

В трудовом обучении школьников организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки школьников в заданной области деятельности.

Например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением изделий по заказам предприятий или перед допуском к управлению техникой (работа на станке, вождение автомобиля).

Моторно-тренировочная система (система ЦИТа) была предложена для подготовки рабочих в нашей стране в конце 20-х годов. В этот период начала индустриализации жители деревни пополнили ряды рабочих. Поэтому институт труда предложил систему подготовки рабочих с учетом низкого уровня их общего образования.

Для этого был проведен тщательный анализ трудовых операций по ряду основных профессий и четко охарактеризовано не только содержание операций, но и особенности работника, отдельных движений рук и тела, даже элементов движений.

Во главу угла этой системы обучения ставилась задача отработки путем специальных тренировок правильного выполнения характерных для трудового процесса движений, затем приемов и операций, что определило название этой системы - моторно-тренировочная.

Система ЦИТа на отдельном этапе развития производственного обучения сыграла свою положительную роль.

Несомненными достижениями были: анализ двигательных составляющих трудового процесса, использование письменных инструкций в методике, применение тренажеров и приспособлений для формирования умений и навыков.

Вместе с тем эта система имела существенные недостатки. Она строго регламентировала в учебном процессе деятельность учителя и ученика. Ученик был оторван от реальных объектов труда.

Система ЦИТа применима в тех случаях, когда идет процесс формирования сложных навыков ручного труда, например, опиливание плоских поверхностей, строгание рубанком, пиление ножовкой и т. д.

Операционно-предметная система возникла в целях устранения формализма в обучении поиск, которого позволял научно организовать учебный процесс, опираясь на познавательный интерес учащихся. Для изготовления производственно-значимых объектов необходимо выполнить 2-3 операции. Постепенно, изготавливая разные объекты, ученик осваивает совокупность предусмотренных программой производственного обучения операций, в результате чего у него формируются соответствующие умения и навыки.

При обучении по этой системе ученик видит реальные, практически значимые результаты своего труда и с большим старанием и прилежанием относится к учению.

Операционно-предметная система не смогла преодолеть такой существенный недостаток, как изолированность овладения отдельными операциями, временной разрыв между процессом формирования и процессом закрепления умений и навыков. Процесс изготовления по строго заданной технологии приводит к тому, что похожие изделия учащиеся не могут выполнить.

Операционно-комплексная система обязана своим появлением процессу совершенствования техники и технологии производства, усложнению характера выпускаемой продукции, необходимости для исполнителя быстрого переключения с одних объектов труда на другие, что потребовало формирования у рабочего "гибких" умений и навыков.

Это, предопределило необходимость разработки соответствующей системы обучения. Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в нашей стране в середине 30-х годов, в тот период, когда быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение промышленности. Требовались рабочие кадры, обладающие высоким профессиональным мастерством и технологической мобильностью.

Операционно-комплексная система включила в себя все лучшее, что имели предыдущие системы. Обучение по этой системе начинается с упражнений по овладению навыками правильного пользования инструментами, приспособлениями и т. п.

Операционно-комплексная система предусматривает несколько этапов работы.

На первом внимание учащихся акцентируется на трудовых движениях, рабочих приемах, организации рабочего места.

Следующий этап связан с обучением учащихся отдельным операциям и комплексным работам. При этом объекты работ могут носить как учебный, так и производственно значимый характер.

Затем учащиеся учатся выполнять освоенные операции в комплексе. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы при их изготовлении применялись все освоенные технологические операции в различном сочетании.

На завершающем этапе обучение проводится в условиях реального производства.

При овладении следующей группой операций данная последовательность этапов обучения повторяется.

По этой системе осуществляется трудовое обучение в старших классах на базе УПК.

Эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие элементы, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение по этим системам включают творческие элементы.

В связи с этим, возникли технологическая, конструкторско-технологическая системы. В середине 90-х годов начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.

Использование конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Ведущей идеей конструкторско-технологической системы обучения является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Учащихся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке изделий, их сборке и т. д. Следовательно, в данном случае в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают в связи с этим технические задачи.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков отходит на второй план.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Оценить возможности дидактических систем и заполнить таблицу

Таблица

Дидактические системы

Достоинства

Недостатки

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системами трудового обучения?

2. Какие системы наиболее известны?

3. Что общего во всех системах трудового обучения?

4. Какая, на Ваш взгляд, наиболее прогрессивная система? Почему?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений и навыков анализа школьных программ;

− закрепление знаний структуры и содержания программ;

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т. д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами.

Порядок выполнения работы

(вариант для технического труда)

1.Ознакомиться с построением и содержанием программы потехнологии в V-VII классах.

2.Выявить цель и указать основные задачи трудового обучения учащихся в V-VII классах.

3.Определить трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов:

а) «Технология создания изделий из древесных материалов» в V-VII классах;

б) «Технология создания изделий из металлов» в V-VII классах.

4.Подобрать возможные объекты труда при обработке:

а) древесины в V-VII классах;

б) металлов в V-VII классах.

5.Перечислить графические понятия, с которыми знакомятся ученики.

4. Какие объекты труда (по классам) возможны по разделам «Практические работы»?

5. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) для творческих проектов?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

(4 часа)

Цель работы:

− ознакомление с требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм и оборудованию школьных мастерских;

− формирование навыков по анализу состояния материальной базы.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебные мастерские являются необходимым условием эффективного обучения технологии. Задачи технологической под­готовки школьников не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы.

К материальной базе предъявляют следующие требования:

Соответствие площади мастерских Типовым положениям по количеству учащихся в школе;

Оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм;

Наличие условий безопасного труда учащихся;

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, их устанавливают в специальных помещениях. Указанные станки оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со швейными машинами типа «Чайка-ЗМ», укомплектованными ручным и электрическим приводами, укладками с инструментами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. В мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Провести анализ соответствия учебных мастерских ФТиП нормативным требованиям.

4. Оформить отчет в виде таблицы

Таблица

Мастерская ………

Состояние

Помещение (площадь, м)

Размещение учебного оборудования

Организация индивидуальных рабочих мест

Организация мест группового пользования

Организация рабочего места учителя

Оснащение дидактическими материалами

Эстетика интерьера и оформление мастерской

Контрольные вопросы

Трудовой процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

В технологическом отношении трудовой процесс делится на: операции, установки, позиции, переходы, проходы.

В трудовом отношении трудовой процесс делится на: движения, действия, приёмы.

Трудовое движение - наиболее дифференцированный элемент расчленения трудовой операции. Оно представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя и т.п. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент" и т.д.

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой приём - это законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определённым законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определённое и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить её в патрон.

Трудовая операция - это законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учёта, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Источники:

  1. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов/ под ред. Ю.Г. Одегова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 464 с.
  2. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие/ А.С. Головачев и [др.] ; под общ. ред. А.С. Головачева. - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2007. - 603 с.

Особенности современного труда:

  • Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что пробудет в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам ϲʙᴏей деятельности;
  • Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  • Возрастающий аспект социального процесса. Сегодня факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Кстати, эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Операция - законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учета, контроля производственного процесса, а также нормирования труда

Основным элементом трудового процесса является опера­ция - часть производственного процесса, осуществляемая одним работником или группой на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

В настоящее время в составе операции принято выделять трудовые приемы, действия и движения

Трудовое движение - это однократное перемещение рабочего органа человека - руки, ноги, корпуса и т. д. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент".

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "взять деталь".

Трудовой прием - это совокупность трудовых действий, выполняемых при неизменных предметах и средствах труда и составляющих технологически завершенную часть операции. Например, "установить заготовку в приспособление"

Комплекс трудовых приемов - это их совокупность, объединенная либо по технологической последовательности, либо по общности факторов, влияющих на время выполнения. Например, "установить резец на размер", "установить деталь в приспособление и снять ее после обработки". В последнем примере объединение двух приемов в комплекс осуществлено по общности фактора (вес детали), влияющего на время выполнения этих приемов.

10. Внутрипроизводственное разделение труда: понятие, виды, преимущества специализации работников.

Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закреплении их за определенными работниками с целью повышения производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда и рабочих мест, параллельности выполнения операций.

В основе разделения труда лежит расчленение всей массы общест­венного труда на производственную и непроизводственную сферы, а внутри последних - на более узкие области трудовой деятельности. Различают разделение труда внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида разделения труда взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Разделение общественного производства на его крупные сферы (производственная, непроизводственная, промышленная, сельскохозяйственная, строительная, транспортная, торговая, науч­ная и т. д.) называется общим разделением труда. Разделение этих сфер на отдельные виды и подвиды, отдельные специализированные подотрасли, предприятия и организации (например, промышленно­сти на отдельные отрасли) - частным разделением труда. И наконец разделение труда внутри предприятия - единичным разделением тру­да. Единичное разделение труда - это: во-первых, разделение труда между структурными подразделениями предприятия (цехами, участ­ками, бригадами, отделами); во-вторых, между профессиональными группами работников, а внутри групп - между работниками различ­ного уровня квалификации; и, в-третьих, пооперационное разделе­ние трудового процесса, которое может углубляться до отдельных трудовых приемов. Разделение труда внутри предприятия определя­ется следующими тремя основными признаками: характером труда данного работника и целевым назначением выполняемых работ; од­нородностью работ; сложностью работ.

Преимущества специализации трудовой деятельности были сформулированы еще Адамом Смитом, который описал пример дос­тигнутой эффективности труда рабочими мануфактуры по производ­ству булавок в результате разделения труда. Один рабочий тянул про­волоку, другой - выпрямлял ее, третий - обрезал и т. д.

Экономическое содержание специализации трудовой деятельно­сти заключается в разделении труда между работниками предприятия таким образом, чтобы каждый из них выполнял свое особое задание.

Преимущества специализации трудовой деятельности вытекают из последствий разделения сложной задачи организации на более простые и мелкие виды деятельности. В этом случае могут быть ис­пользованы менее квалифицированные рабочие с соответствующей оплатой их труда.

Большинство преимуществ специализации носит экономический характер. В этом плане оправдано стремление к процессам дальней­шего разделения трудовой деятельности. Однако разделение труда, особенно дробное, имеет и определенные недостатки. С социальной точки зрения оно обедняет содержание труда, превращает рабо­чих-исполнителей в узких специалистов, до некоторой степени огра­ничивает перспективы профессионального роста и вступает в проти­воречие с потребностью самореализации личности. С физиологических позиций чрезмерное разделение труда и однообразие выполняемых функций приводят к его монотонности, вызывающей повышенную утомляемость и необходимость более частого и продолжительного от­дыха



Специализация имеет ряд преимуществ.

1. Специализация способствует поиску путей совершенствования работы благодаря тому, что ее исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в сущности дела.

2. Специализация ведет к выявлению наиболее важных, критических областей деятельности в организации и тем самым помогает адекватно спроектировать именно эти направления в работе.

3. Специализация упрощает потребность коммуникации и процесс принятия решений по отношению к индивидуальной работе, так как уз коспециализированный работник не вовлечен в частные контакты с коллегами и своим руководством.

4. Специализация облегчает процесс формализации работы.

11. Внутрипроизводственная кооперация труда: понятие, виды, методы обеспечения тесного трудового взаимодействия между работниками.

Кооперация (лат. cooperatio ) - форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Виды

по форме объединения

вертикальная и горизонтальная кооперация

Отдельные виды:

  • Производственная кооперация
  • Патентная кооперация (и соотв. Договор о патентной кооперации)

Разделение и кооперация труда существуют в различных формах и видах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Посредством разделения труда осуществляется обмен деятельностью, в результате чего работ­ник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного труда.

Основными критерием рациональности взаимосвязей между рабочими в коллективном

трудовом процессе является использование рабочего времени. Отсутствие надлежащего уровня

кооперации проявляется:

В ожидании поступления предмета труда с предыдущей операции (технологическая

кооперация);

В виде простоев основных рабочих в ожидании обслуживания со стороны вспомогательных

рабочих (функциональная кооперация);

В самостоятельном выполнении основным рабочим вспомогательных функций (в этом

случае ожидания, как такового, нет, но есть непроизводительное использование сменного фонда

рабочего времени, что снижает выработку рабочего).

12. Бригадная организация труда: понятие, классификация видов бригад, принципы формирования, условия эффективного применения.

Бригадная форма организации труда основана на объединении рабочих в коллективы производственных бригад. Она предполагает соответствующую перестройку организации производства, планирования, нормирования и оплаты труда, внутрипроизводственного хозяйствования и управления.

В промышленности бригады подразделяются на следующие виды:

- специализированные - бригады, выполняющие технологически однородные виды работ;

- комплексные - бригады, выполняющие комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных видов работ и объединяющие работников разных профессий;

- сменные - бригады, включающие работников одной смены (специализированные или комплексные);

- сквозные - бригады, включающие работников двух или более смен, работающих в одной и той же рабочей смене и на одном и том же оборудовании (могут быть специализированными или комплексными);

- укрупненные - бригады, выполняющие, как правило, технологически законченный цикл работ (изготовление продукции) и по численности равные или превышающие установленные нормы управления для мастеров (могут быть специализированными или комплексными, сменными или сквозными). В состав крупных комплексных бригад могут быть включены инженерно-технические работники и организаторы производства;

- хозрасчетные - бригады, для которых установлена ответственность коллектива за использование материальных и энергетических ресурсов и введено поощрение за их экономию на основании утвержденных норм расхода и организации соответствующего учета;

- подрядные - бригады, выполняющие работу на условиях подряда, который предусматривает:

Четко установленный в количественных и качественных показателях конечный результат работы;

Предоставление коллективу бригады самостоятельности в выборе конкретных форм организации своей работы;

Специализированные сменные бригады создаются в условиях технологической специализации, когда объем и характер работ позволяют обеспечить достаточно полную загрузку рабочих в течение смены в соответствии с их профессией и квалификацией, а конечный результат работы специализированной бригады (например, токарей) практически полностью зависит лишь от деятельности самого коллектива.

Комплексные сменные бригады образуются при предметной специализации, когда часто изменяющиеся содержание, объем и характер выполняемых работ не позволяют обеспечить равномерную загрузку рабочих по их профессии и квалификации.

Организация сквозных бригад (как специализированных, так и комплексных) обусловливается длительностью технологического цикла изготовления изделий (большего, чем сменный фонд рабочего времени, или некратного ему), а также необходимостью сокращения затрат времени на подготовительно-заключительные работы, повышения коэффициента сменности и улучшения использования оборудования.

Объединение небольших по численности специализированных бригад в укрупненную комплексную позволяет перейти к качественно новой организации труда и заработной платы. Это означает, что:

Бригада выполняет не только технологически законченную часть работы, а весь комплекс взаимосвязанных работ по выпуску готовой продукции;

Появляется возможность обеспечить полное совпадение материальных интересов рабочего с интересами цеха, предприятия путем организации оплаты (в том числе и премирования) за конечные результаты труда бригады;

Планирование загрузки рабочих и оборудования приобретает комплексный и долгосрочный характер, что обеспечивает более гибкое и эффективное их использование;

Синхронизация выполнения всего комплекса работ производится не административно-управленческим персоналом, а самими рабочими, заинтересованными в улучшении конечных результатов труда всего коллектива;

Уровень квалификации и производительности труда рабочего приобретает более высокое значение для коллектива, так как от этих факторов зависит уровень заработной платы всех членов бригады;

Ответственность за качество конечного продукта участка, обезличенная в условиях, когда одно изделие изготовляют несколько небольших по численности бригад, а также за пользование средствами производства «общего пользования» полностью ложится на единый коллектив комплексной бригады;

Бригада превращается в первичную производственную единицу, что позволяет обеспечить прямую зависимость между эффективностью ее работы и уровнем заработной платы работников смежных производств, функциональных служб и вспомогательных подразделений.

При применении бригадной формы организации труда должны обеспечиваться следующие условия:

За бригадой закрепляется изготовление определенного вида продукции (узлов, деталей, полуфабрикатов, а в соответствующих случаях услуг);

Организация в бригаде учета производимой продукции (услуг) расхода сырья, материалов, трудовых и энергетических ресурсов;

Закрепление производственной площади, обеспечивающей территориальное единство и удобство обслуживания оборудования;

Обеспечение бесперебойной работы оборудования;

Численность бригады не должна превышать установленную в отрасли норму управляемости в первичных коллективах.

Перечисленные условия должны реализовываться при создании комплексных, специализированных или сквозных бригад.

Комплексные бригады создаются для выполнения комплекса разнородных, но взаимосвязанных работ, объединяющих рабочих разных профессий.

В специализированную бригаду включаются рабочие одной профессии, выполняющие технологически однородные работы.

Сквозные бригады создаются при многосменной работе в случаях, когда выполнение работы (выпуск продукции) бригадой в течение одной смены невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: