Торговый дом эсдерс и схейфальс. Всё очень дорого: Как выглядит универмаг Au Pont Rouge

В самом центре Санкт-Петербурга. Также это здание известно как торговый дом фирмы «Эсдерс и Схейфальс», а пожилые ленинградцы помнят его как швейную фабрику имени Володарского.

Кроме Красного моста, давшего название универмагу, в Петербурге есть еще Синий мост на Исаакиевской площади и Зеленый на пересечении Мойки с Невским проспектом .

История универмага у Красного моста началась в 1905 году, когда бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнер и племянник из Нидерландов Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) приобрели здесь земельный участок. Вскоре они получили разрешение на строительство пятиэтажного здания с мансардой для размещения в нем большого магазина, получившего простое, но очень звучное название «Au Pont Rouge» - «У Красного моста».

В второй половине XIX века одежда в России, как правило, продавалась в лавках и на рынках, кроме того, появляются и первые специализированные магазины. Стефан Эсдерс, владеющий швейной фабрикой по пошиву мужской и женской одежды в Брюсселе, открыл несколько шикарных и просторных магазинов по продаже одежды сначала в Брюсселе , затем в Роттердаме и Вене, Вроцлаве и Париже . Это были универмаги, настоящие дворцы потребления, чистые, благоухающие, залитые светом галереи с наряженными манекенами в огромных витринах.

Кроме того, Стефан Эсдерс решил начать бизнес и в России и открыть большой магазин в Санкт-Петербурге на набережной Мойки .

Пятиэтажное здание с мансардой было построено по проекту петербургских архитекторов Константина Николаевича де Рошфора и Владимира Александровича Липского в 1906-1907 годах. Это был первый многоэтажный магазин в Санкт-Петербурге.

История здания универмага Au Pont Rouge («У Красного Моста») в его современном виде начинается с 1905 года, когда представители правления знаменитой бельгийско-голландской торговой фирмы «С.Эсдерс и К.Схейфальс», мирового поставщика готового женского и мужского платья, купили участок и угловой дом на набережной реки Мойки, д. 73, и Гороховой улице, д. 15.

В том же году бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнер и племянник Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) из Нидерландов подали прошение о позволении им постройки пятиэтажного с мансардой здания для современного торгового дома.

Разрешение было получено, и в период 1906-1907 годов у Красного моста по проекту петербургских архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора возвели необычное строение торгового дома «С.Эсдерс и К.Схейфальс».

Стефан Эсдерс (1852-1920)

Красный мост. Вид квартала до постройки здания универмага «Эсдерс и Схейфальс» (1900г.)

Постройка здания, особенности декора

Основу спроектированного в стиле модерн здания составлял массивный металлический каркас весом в 70 000 пудов (1 147 тонн), идею которого Рошефор позаимствовал у недавно открывшегося здания компании «Зингер» на Невском проспекте, оригинального примера сочетания парижского и нью-йоркского стилей.

Однако здание на Мойке несколько скромнее, все пышные детали убраны наверх. Низ дома чем-то созвучен современной архитектуре, огромные прямоугольные окна и довольно узкие простенки. На четвертом этаже - оконные проемы с полукруглым завершением, на пятом - сдвоенные окна, а мансардный этаж украсили окнами подковообразной формы.

Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках - спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны реки Мойки завершается невысоким аттиком с именами владельцев.

Оригинальный срезанный угол дома создает впечатления плавного перехода от Гороховой улицы к набережной реки Мойки. Угол дома изначально венчал высокий кивер , ставший украшением Торгового дома «У Красного моста».

После завершения работ приемочная авторитетная комиссия отметила, что здание торгового коммерческого предприятия на угловом участке № 73/15 правого берега Мойки и Гороховой улицы полностью соответствует современным требованиям крупного торгового центра.

Вид набережных Мойки с Красного моста (1890-1900)

Источник: Iroshnikov M.P., Shelayev Y.B., Protsai L.A, Before the Revolution. St.Petersburg in Photographs: 1890-1914, Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York, Nauka Publishers, Leningrad, JV Smart, Leningrad, 1991

Первый многоэтажный магазин в России

Своей планировкой и удобным размещением торговых и демонстрационных залов, складских и офисных помещений здание полностью соответствовало стандартам лучших европейских универсальных магазинов начала ХХ века.

При этом здание стало первым в России многоэтажным магазином.

В течение десяти лет, до 1917 года Торговый дом на Мойке считался самым модным и богатым торговым предприятием, предлагавшим комфортные условия и широкий товарный ассортимент для состоятельных покупателей Петербурга. Это был шикарный, просторный, залитый светом grand magasin, где продавалось буквально все, от кружев и перчаток до манто и шляп.

Среди клиентов магазина были члены императорской семьи, включая императрицу Александру Федоровну, супругу Николая II.

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» 1913 Источник: «Петербург сквозь столетие»,

Швейная фабрика

После Октябрьского переворота, покинутое владельцами здание пустовало полтора года, пока в июле 1919 года совет народного хозяйства Северного района Петрограда не вынес решение о передаче здания магазина Центральной швейной фабрике. В 1922 году этому ленинградскому производству присвоили имя советского комиссара В. Володарского, бывшего до революции портным.

В сентябре 1928 года цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского был выделен в самостоятельную фабрику «Большевичка», ставшую один из самых известных советских предприятий легкой промышленности.

В 1992 году предприятие преобразовано в ЗАО «Фабрика одежды Санкт-Петербург» (торговая марка FOSP).

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на Мойке.

Портной и закройщик снимают мерки с клиента (1908)

Река Мойка и Красный мост (1910-1913)

Существует несколько версий, почему шпиль здания был уничтожен в 1930-х годах. По одной из них, многие здания эпохи модерна и эклектики в Ленинграде лишились своих шпилей, так как они мешали прохождению телевизионного сигнала. По другой версии причиной сноса стали регулярные протечки. Также существовала версия демонтажа шпиля для придания лучшего внешнего вида Гороховой улице и Адмиралтейству.

В 1960-х годах был разобран и стеклянный купол (световой фонарь).

Стоит отметить, что также компанией «Эсдерс и Схейфальс» были построены здания во Вроцлаве, Вене, Брюсселе и Париже, однако, сохранить удалось только Петербургское и Парижское, в котором сейчас находится универмаг С&A.

Петроград. Патруль военно-революционного комитета на Красном мосту (1917)

Уточнить информацию

Ассортимент: байеры Au Pont Rouge постарались отобрать наиболее актуальные и востребованные на западе концептуальные марки. Так среди брендов-эксклюзивов оказались Christopher Raeburn, Astrid Andersen, Isa Arfen, Joyrich, Nasir Mazhar, Marques’Almeida.

Уникальность: заблуждением было бы считать Au Pont Rouge вторым ДЛТ. Скорее, это петербургский «Цветной» - упор сделан на менее растиражированные, но не менее дорогие марки. Bao Bao, Issey Miyake и Sophia Webster - эксклюзивы в пределах Петербурга, а GR80 и Bouchra Jarrar вообще не были ранее представлены в России.

Актуальность: безусловная. Au Pont Rouge работают с самыми актуальными и востребованными марками и дизайнерами, опережающими моду.

Ценовая политика: цены варьируются от 4–6 тысяч рублей со скидкой за какой-нибудь топ до 900 тысяч рублей за кутюрное платье. В целом ценовую политику Au Pont Rouge можно описать той же фразой, что и интерьеры универмага: «Всё очень дорого».

История и дальнейшее развитие: в историческом здании «У Красного Моста», построенном в 1907 году, был открыт один из первых в мире универмагов. Спустя более века комплекс был отреставрирован: восстановили шпиль, купол, атриум и световой фонарь, и обновленный Au Pont Rouge вновь открыл свои двери.

Не раз переносившееся открытие универмага Au Pont Rouge в историческом здании на углу Мойки и Гороховой состоялось. Запуская проект в разгар кризиса, владельцы не стали пересматривать концепцию в пользу более демократичной. А зря, считают эксперты.

Спустя три года после завершения реконструкции фасада «Торгового дома Эрдерса и Схефальса» на углу Мойки и Гороховой в нем заработал универмаг Au Pont Rouge. Чтобы избежать конкуренции с ДЛТ и другими продавцами премиальной и люксовой продукции, его владелец «БТК-Девелопмент» решил сделать упор на менее известные, но не менее дорогие, нишевые марки. В Москве аналогичная концепция принесла успех универмагу «Цветной», но эксперты предупреждают, что в Петербурге аудитория потенциальных покупателей довольно ограничена, а в разгар кризиса новому проекту придется особенно непросто.

Универмаг Au Pont Rouge встречает посетителей сверкающими латунью и полированным деревом интерьерами в стиле ар-деко. В зале играет расслабляющая музыка, деловито расхаживает человек десять консультантов.

Правда, посетителей меньше, чем продавцов. «Людей, действительно, пока заходит немного. Больше пока смотрят, но покупать тоже начинают понемногу», – делится впечатлениями девушка-консультант.

Универмаг Au Pont Rouge, что в переводе с французского означает «У Красного моста», начал работу в историческом здании на углу набережной Мойки и Гороховой улицы 18 июля. Поскольку открытие пришлось на конец сезона, его пришлось сразу начать с распродажи. Сейчас размер скидок на летнюю коллекцию достигает 50%. К примеру, платье, прежде стоившее 48 тысяч рублей, сейчас можно купить всего за 24 тысячи. В августе ретейлер обещает увеличить дисконт до 60%.

Универмаг вместо фабрики

Кто покупает «У красного моста»?

Здание в стиле модерн на углу Мойки и Гороховой было построено в 1907 году архитекторами Константином де Рошефором и Владимиром Липским для продавца готового платья «Эсдерс» и его российского партнера «Схефальс». В советское время дом утратил торговую функцию, зато сохранил модную направленность - здесь разместилась швейная фабрика имени Володарского. Однако в 2000-х «наследница» фабрики - «БТК Груп» - решила перестроить здание под торгово-деловой комплекс и вернуть ему исторический облик, в том числе знаменитый стеклянный купол со шпилем, демонтированный в советское время.

Реконструкция фасадов завершилась в 2012 году, однако открытие затянулось еще на три года. В частности, после того как появившийся неподалеку ДЛТ оттянул к себе часть люксовых брендов, в «БТК Груп» решили обойтись без арендаторов и самостоятельно развивать концепцию универмага с упором на нишевые дизайнерские марки.

Открытие уже в этом качестве было запланировано на осень 2014 года, но было отложено на год. Официальная причина – «не успели с отделкой». Впрочем, эксперты связывают это скорее с нестабильной экономической ситуацией. «Из-за резкого скачка курса и неуверенности в спросе многие инвестиционные проекты были заморожены», – комментирует руководитель Y Consalting Дарья Ядерная. Но учитывая объем уже вложенных средств (ранее проект оценивался в $100 млн. - Прим. ред. ), дальше ждать уже бессмысленно, добавляет эксперт.

Впрочем, пока для посетителей доступен только один этаж из семи. В этом году начнут работать еще два уровня. На втором, который будет оформлен в японском стиле, разместится косметический магазин Cosmotheca. Третий этаж, как и первый, также будет выполнен в стиле ар-деко. Туда переедет более дешевая одежда и обувь, тогда как более дорогая останется внизу. В дополнение к ней откроется цветочный бутик «Фея розы».

На седьмом этаже планируется запустить видовой ресторан, но это вряд ли перспектива этого года, говорят в компании. Впрочем, возможно, в ближайшее время в универмаге все же появится несколько кофейных операторов - надо же чем-то кормить посетителей.

Не как ДЛТ

Чтобы не повторять ассортимент уже присутствующих на рынке премиальных и люксовых игроков, команда Au Pont Rouge решила отказаться от продажи приевшихся петербургским модницам Armani, Versace и прочих Dolche&Gabbana и предложить более молодежные коллекции европейских, американских и азиатских дизайнеров.

Несмотря на кризис, общую концепцию и ценовое позиционирование универмага корректировать не стали. Сейчас в продаже представлены нишевые марки в диапазоне от 5 тысяч до 20 тысяч рублей за вещь (MSGM, Each x Other, Etre Cecile, T by Alexander Wang, Christopher Raeburn, Peter Pilotto, Y-3, Issey Miyake, Yohji Yamamoto, MM6 Maison Margiela, NO.21), а также люксовые Erdem, Toga, Isa Arfen, Simone Rocha, Ashley Williams, Marques Almeida, Victor&Rolf. Их стоимость начинается от 50 тысяч рублей без учета скидки. «Самое дорогое платье Erdem стоит 900 тысяч рублей, но оно представлено пока только в Интернете», – говорит генеральный директор Au Pont Rouge Денис Рыженко.

С ДЛТ ассортимент Au Pont Roug пересекается лишь на 10%, с Babochka на 30%. Бренды Bao Bao Issey Miyake и Sophia Webster - эксклюзивны в пределах Петербурга, то есть продаются только в этом универмаге. Марки GR80 и Bouchra Jarrar - эксклюзив российского масштаба.

Отечественной продукции в универмаге пока нет, но в октябре ретейлер обещает выставить одежду российского дизайнера - Гоши Рубчинского.

Впрочем, главное не бренд и национальность, а концептуальность той или иной вещи. Например, на полках Au Pont Rouge можно найти махровые купальники, туфли с пуховым опереньем, очки в форме губ и резиновые сандалии с крылышками а ля Гермес. За выбор отвечает фэшн-директор британка Кэролайн Грир, прежде работавшая в московском универмаге «Цветной».

«Впрочем, мы учитываем, что петербуржцы склонны одеваться стильно, но менее броско, чем москвичи. Они предпочитают более сдержанные и лаконичные марки», – говорит Денис Рыженко. Например, среди нишевых коллекций представлены черные или серые свитера и балахоны унисекс простого кроя.

Правда, потенциальными клиентами являются не только местные жители. Сейчас половину покупателей составляют иностранные туристы, преимущественно азиаты. В интернет-магазине заказывают жители других регионов.

Кризисный премиум

Участники рынка, опрошенные «Фонтанкой», отнеслись к новому проекту скептично. «Первое, от чего стали отказываться люди – необязательные траты, такие, как частые покупки новой одежды, обуви и аксессуаров. Сейчас все торговые центры, особенно новые, испытывают общие трудности – снижение покупательного спроса, сокращение среднего чека», – говорит Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге.

По словам Дарьи Ядерной, несмотря на то, что в кризис в первую очередь страдает средний ценовой сегмент, премиум в Северной столице чувствует себя также не слишком уверенно. «Снижение продаж в количественном выражении достигает 62% по сравнению с прошлым годом», – комментирует эксперт.

Такие покупательские настроения на фоне роста привязанных к валюте арендных ставок привели в частности к закрытию ретейлером Babochka бутика Armani в ТЦ «Гранд Палас» на Невском проспекте.

По мнению Дарьи Ядерной, Au Pont Rouge, несмотря на новую для Северной столицы концепцию, может столкнуться с нехваткой потенциальных клиентов. «Потенциальные покупатели премиальных дизайнерских марок в Петербурге есть, но их аудитории не хватит на целый семиэтажный универмаг», – говорит она. В том же «Цветном» в Москве есть бренды средней ценовой категории - косметика «Рив Гош», ювелирные украшения Uno de los 50, одежда Topshop.

По словам эксперта, в текущей экономической ситуации Au Pont Rouge было бы целесообразно пригласить их в качестве арендаторов. «Что касается дизайнерских вещей, то я вижу эти продажи скорее в Интернете, если вообще где-либо, так как дисперсный спрос можно удовлетворить только онлайн», – говорит она.

Впрочем, Михаил Рожко, напротив, считает, что привлечь арендаторов будет непросто. Уже работающие на рынке проекты Grand Palace и ДЛТ недозаполнены на 25-20% и 10% соответственно. «Чтобы «У Красного моста» заполнил пустующие площади, необходимо или уникальное конкурентное преимущество, но его по объективным причинам нет, или наличие спроса и перспективы роста покупательской активности, которых, по оптимистичному сценарию, не будет ещё в течение 7-8 месяцев», – заключает он.

Галина Бояркова,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: