Государственная финансовая политика: цель, задачи и основные направления. Финансовая политика государства Государственная политика регулирования цен

Финансовая политика - это комплекс действий и мероприятий, осуществляемых государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий.

Финансовая политика отражает субъективную сторону функционирования финансов. Свое конкретное выражение финансовая политика находит в действующей системе мобилизации финансовых ресурсов и их использования для удовлетворения потребностей государства, предпринимательских структур и населения.

Правовую основу и конкретные направления реализации финансовой политики в демократическом государстве составляет финансовое законодательство. В нем должна быть точно определена компетенция всех субъектов экономической системы относительно полномочий и ответственности в финансовой сфере. На основе действующего законодательства органы исполнительной власти издают нормативные акты для успешного воплощения финансовой политики.

Финансы и финансовая система являются объективными явлениями, но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков не срабатывают сами по себе. Их организуют конкретные субъекты, которые руководствуются многими факторами (политического, экономического, гуманитарного характера), сочетая при этом как общественные так и собственные интересы.

Субъектом выработки финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов.

Составляющими финансовой политики являются:

 Монетарная (денежная) политика, представляющая собой комплекс действий и средств в сфере денежного рынка;

 Фискальная политика, характеризующая действия государства по централизации той части стоимости ВВП, будет распределена через бюджетную систему и ее общественное использование.

 Налоговая политика характеризует действия государства в сфере налогообложения. Она охватывает установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков, установление ставок налогообложения, предоставления налоговых льгот и тому подобное. Она отражает как потребности государства в средствах так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан.

 Бюджетная политика представляет собой деятельность по формированию бюджета государства, его сбалансирование, распределения бюджетных средств в зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или иное направление.

Определяют также финансовую политику в сферах фондового, страхового рынков, международных финансов, долговую политику государства.

Финансовая политика государства зависит от многих как внешних, так и внутренних факторов. Внешними являются, факторы зависимости государства от экономических взаимоотношений с другими государствами по поставкам сырья, материалов, других ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самого государства, его интеграции в мировые экономические системы и тому подобное.

Внутренние факторы, которые существенно влияют на финансовую политику, - это форма собственности на основные средства производства, структура экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного обращения, стабильность денежной единицы, развитие форм кредитования и т.д. . На финансовую политику государства влияют также другие факторы, диктуемых теми экономическими условиями, которые сложились на этом этапе хозяйственного развития. Учитывая это финансовая политика является динамическим процессом, меняется и корректируется с учетом практической необходимости.

В то же время есть общие принципы финансовой политики для государств с рыночной экономикой, развитыми демократическими принципами общественной жизни. В этих условиях финансовая политика должна быть направлена ​​на создание благоприятных финансовых условий для развития производства тех отраслей экономики, которые имеют решающее значение для удовлетворения потребностей населения. Этого можно достичь только путем изыскания дополнительных средств самих предпринимательских структур, так и создания благоприятных финансовых возможностей для иностранных инвесторов - предоставление налоговых льгот, свободного вывоза полученной прибыли, гарантии сохранности имущества и защиты иностранных инвесторов.

Стимулирование инвестиций для расширения производства за счет средств предпринимательских структур должно осуществляться с учетом формы собственности, отрасли производства, природных условий, территориального размещения и других факторов. Здесь нужен дифференцированный подход, поскольку лозунг о создании равных возможностей для всех является ни чем иным, как упрощение проблемы до такого уровня, что она теряет смысл и практическое назначение. Конечно, при этом должны также предоставляться налоговые льготы, гарантии свободного ценообразования, создаваться благоприятные формы кредитования.

Основными задачами и принципами финансовой политики являются:

Повышение общественного благосостояния. Но для этого финансовая политика должна также способствовать росту эффективности производства и прежде всего повышению производительности труда, внедрению материало- и ресурсосберегающих технологий, построении рациональной структуры экономики и тому подобное. Поэтому первым принципом финансовой политики является неуклонное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и уровня занятости.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. К таким социальным гарантиям относятся образование, оборона, здравоохранение, культура, государственное управление, единые энергетические и коммуникационные системы и тому подобное. Не менее важными для общества социальное страхование, помощь малообеспеченным и другие виды помощи.

Рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий, угрожающих здоровью человека. И для этого государство, с одной стороны, добивается от производственных структур, или они несли расходы по возмещению и восстановлению окружающей среды, а с другой стороны, государство, используя финансовые инструменты - налоги, штрафы и другие санкции - добивается закрытия вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана и характера задач, решаемых, включая финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия - это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главными задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития - достижение оптимальных темпов роста ВВП. В то же время при любых условиях основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов хозяйствования. Финансовая стратегия ориентирована на определенную модель финансовых отношений в обществе.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода влияют разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку состоит в современном реагирования на экономические проблемы и диспропорции. Ее главная задача - достижение стратегических целей развития.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям:

1) регламентирование финансовых отношений в обществе;

2) осуществление текущей финансовой деятельности.

Регламентирование финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая деятельность - ее тактику.

Регламентирование финансовых отношений осуществляется через законодательное регламентирование, которое ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу и административное регламентирование, которое предусматривает предоставление прав регулирования финансовых отношений органам государственного управления.

В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, который характеризуется той долей дохода, распределяемого и потребляется в соответствии с действующими законами или административных решений, различают три типа финансовой политики:

Жесткая регламентация предусматривает, что большая часть финансовых отношений регулируется государством, ей присущ достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП. Эта политика проводится в условиях административной экономики или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Такая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к продуктивной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его владельцы - юридические и физические лица.

Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений. Она имеет уравновешивать интересы государства и общества, интересы отдельных юридических и физических лиц, обеспечивать достаточные стимулы для продуктивной деятельности и одновременно позволять государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена ​​на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательства и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики, ее основными орудием является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям расходов характеризует ту или иную финансовую политику. Например в зависимости от задач, на решение которых направлена ​​финансовая политика, она делится на следующие виды:

 политика стабилизации;

 политика экономического роста;

 политика сдерживания деловой активности.

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений. Ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого осуществляется выбор типа финансовой политики - жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений; дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а какие фискальной политики) и инструменты реализации и способы обеспечения скоординированности их действий.

Тема 10. Финансовая политика

Финансовая политика используется государством для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика связана с деятельностью органов законодательной и исполнительной власти и объединяет мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения социально-экономического развития государства.

Основной целью финансовой политики является повышение уровня общественного благосостояния. Основной задачей финансовой политики является обеспечение реализации конкретных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.

Финансовая политика проявляется в следующем:

В финансовом законодательстве;

в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями

населения, отраслями, регионами;

В структуре доходов и расходов бюджета. Результативность финансовой политики зависит от условий:

от учёта действия объективных экономических законов развития общества;

от изучения и использования опыта предыдущих этапов хозяйственного строительства;

от учёта специфики современных условий. Изменений во внешней и внутренней политике;

от комплексности в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием финансовых отношений. Звенья финансовой политики:

1. Разработка научно обоснованных концепций развития финансов.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий по достижению поставленных целей. В зависимости от длительности и поставленных целей финансовая политика

делится на два вида:

Финансовую тактику;

Финансовую стратегию.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика должна быть гибкой, т. к. экономические и социальные условия постоянно изменяются.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий крупномасштабных задач. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, разрабатываются принципы построения финансовой системы, финансовых отношений.

Финансовая тактика и стратегия взаимосвязаны. Стратегия ставит задачи, а тактика позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами их решать.

Финансовая политика оказывает активное воздействие на социально-экономическое развитие общества, поэтому велика роль научного подхода к изучению факторов, влияющих на политику. Недооценка этих факторов может привести к кризисной ситуации.

При правильной разработке и проведении финансовой политики растут объёмы финансовых ресурсов, что позволяет направить дополнительные средства на социальные нужды, развитие производства.

1. Современная финансовая политика Украины.

Современную финансовую политику Украины определяет состояние экономики страны (внутренняя и внешняя задолженность, реорганизация производства, спад производства во многих отраслях).

В 1990 году была принята концепция перехода Украины к рыночной экономике, в которой выделены следующие основные задачи:

1. Приватизация предприятий.

2. Проведение земельной реформы.

3. Демонополизация экономики.

4. Обеспечение свободы предпринимательства.

5. Реформа финансовой, бюджетной, банковской систем.

6. Создание рыночной инфраструктуры (денежного, фондового, товарного, рынков).

7. Государственное регулирование экономики с помощью рыночных методов.

8. Обеспечение социальной защиты населения.

9. Совершенствование внешнеэкономической деятельности.

10. Защита окружающей среды.

С целью выполнения этих задач в Украине были приняты документы, отображающие финансовую политику. В 1992 г. была утверждена Программа экономических реформ и политики Украины (для МВФ), в которой определены основные направления финансовой политики:

1. Совершенствование налогового регулирования (изменение налоговых ставок, использование налогового кредита).

2. Внедрение страховой медицины.

3. Обеспечение законодательного ограничения бюджетного дефицита. Однако глубокий кризис не позволил выполнить в полном объеме эти

направления. Поэтому был взят курс на проведение глубокой реформы финансовой и бюджетной систем путём:

1. Разграничения финансовой и бюджетной систем,

2. Разграничения финансов госпредприятий и госбюджета.

3. Обеспечение децентрализации государственных финансов, разграничение государственного и местного бюджетов.

4. Преобразование налоговой системы.

5. Обеспечение системы достоверного финансового учета, отчетности и своевременности уплаты налогов.

6. Создание централизованной системы казначейства для контроля за расходами бюджета.

7. Сокращение государственных расходов.

8. Создание рынка финансирования государственного долга за счёт выпуска государственных долговых обязательств, казначейских векселей.

Основным направлением экономической политики считается усиление управляемости экономики с помощью налогов, стимулирования производства, контроля своевременности и полноты уплаты налогов и платежей в бюджет.


Финансовая политика - 5.0 out of 5 based on 2 votes

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Финансовая политика - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью.

Основные типы финансовой политики следующие: классическая 1 , регулирующая, неоконсервативная, планово-распределительная, монетаристская.

Классическая финансовая политика основана на трудах классиков политической экономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772- 1823), которые считали, что богатство нации создается не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства через государственные денежные фонды. Государство - это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект. Государству можно доверить руководство почтой, связью, строительством непомерно дорогих железных дорог, несколькими фискальными монополиями, но от всего,

От лат. ск^юш - образцовый, первоклассный.

что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Провозглашалась догма исключительно жестких бюджетных ограничений во имя «здоровых финансов».

Регулирующая финансовая политика базируется на экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), который полагал, что государство должно вмешиваться в экономику, регулировать ее развитие. Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, при этом допускался бюджетный дефицит. Создание некоторого бюджетного дефицита рассматривалось как мощное средство стимулирования экономической деятельности. Дж. Кейнсом и его последователями были рассмотрены проблемы использования прогрессивной ставки подоходного налога; применение государственного кредита; изменение системы управления финансами путем выделения отдельных служб, занимающихся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом; иные варианты «создания» бюджетных дефицитов и «модели» поведения государственных финансов.

Неоконсервативная финансовая политика. В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность экономической теории не предлагает отказаться от государственного регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовая политика в этих условиях строится из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам, ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-распределительная финансовая политика имеет целью обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Финансовый механизм включает инструменты, при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов у государственных предприятии, населения и органов местной власти. Планово-распределительная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в период, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы войны, восстановления народного хозяйства и т. п.). В то же время использование такой финансовой политики в иных условиях функционирования, отличающихся от плановой экономики, или без чрезвычайной необходимости может привести к негативным последствиям: катастрофической нехватке наличных денег, снижению объема потребительских товаров, спаду производства, росту импортной зависимости, увеличению экспорта природных ресурсов.

Монетаристская финансовая политика опирается на монетаризм - теорию, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. По мнению монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства, поэтому, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. При проведении монетаристской финансовой политики весь спектр экономической деятельности государства сводится к финансовой сфере, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, посредничеству между субъектами хозяйствования.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

  • стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
  • повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
  • способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
  • приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать : экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов, требования глобализации финансовых процессов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов. Как отмечал С.Ю. Витте в своем докладе Государственному Совету о государственной росписи доходов и расходов на 1901 г.: «К финансам России не применима система, согласно которой государство не должно сосредоточивать в своем распоряжении запасные средства. Эта система привела бы в расстройство государственное хозяйство, затруднила бы в случаях бедствий правительственную помощь населению и явилась бы шагом к политическому ослаблению Отечества».

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85 % всех денежных средств, тогда как в Англии - 54 %, Пруссии - 68 %. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, поддержка государственного сектора. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Для решения поставленных задач были разработаны финансовые методы развития экономики страны, не имевшие аналогов в истории и прямо противоположные рыночным способам развития. Если в рыночной экономике рост производственной сферы оплачивается из средств, полученных от продажи потребительских товаров, а масштаб экономики расширяется по мере расширения потребительского сектора, то в экономике советского типа средства на развитие производства формировались непосредственного в секторе материального производства путем распределения и перераспределения созданного национального дохода (без этапа купли-продажи на рынке), а потребление росло вслед за возрастанием возможностей экономики.

Под денежным обращением понималось только движение наличных денег. Сфера движения наличных денег отражала распределение денежных доходов населения, а безналичных - распределение средств производства. Денежные знаки имели разное обеспечение. Наличный рубль обеспечивался относительно небольшим объемом предметов потребления и услуг, безналичный - совокупностью средств производства, предназначенных для распределения. Такая система предполагала установление строгих разграничений между сферами действия наличных и безналичных денег: смешивать, а тем более конвертировать наличные («трудовые») деньги в безналичные («счетные») было нельзя.

Основным общегосударственным фондом являлся государственный бюджет, который занимал центральное положение в финансовой системе страны, выполнял функции главного распределительного механизма, с помощью которого перераспределялись средства внутри материального производства (межотраслевое перераспределение), обеспечивалось финансирование большей части организаций непроизводственной сферы, распределялся национальный доход между республиками, областями, районами и т. д.

Выработанная финансовая политика позволила экономике страны в короткие сроки добиться значительных успехов при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Министр финансов СССР А.Г. Зверев писал: «За 1938-1940 годы продукция индустрии в целом увеличилась почти в 1,5 раза, производство средств производства - более чем в 1,5 раза, а рост машиностроения составил 76 процентов. Каждые 10 часов (в среднем) у нас вступало в строй новое промышленное предприятие» 1 .

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8 %). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. - 59,5 %. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973. С. 212.

Государство в послевоенные годы осуществляет ряд мероприятий, в том числе связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития и «встраивания» рыночных механизмов оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие - образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т. п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие эко­номическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» 1 .

Итак, государственную финансовую политику мы будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать созда­ние финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями фи­нансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы; (б) избежание банкротства и крупных финансо­вых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (г) максимизация рыноч­ной стоимости предприятия; (д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли; (з) минимизация расходов; (и) обеспечение рента­бельной деятельности и т. д. [Ковалев,1999, с.31].

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения постав­ленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей консти­туционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, ко­торый в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

    Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;

    Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;

    Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм. Он бывает двух типов:

Директивный финансовый механизм, разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых участвует государство (государственные расходы, налоги, государственный кредит, бюджетное планирование).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения экономических субъектов в тех сферах финансовых отношений, которые не затрагивают непосредственно интересы государства. (например, внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях).

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

    Установление рациональной системы распределения и использования финансовых ресурсов (рациональное с точки зрения государства)

    Регулирование и стимулирование экономического развития финансовыми методами

    Разработка финансового механизма и его развитие с учетом изменяющейся ситуации

    Создание эффективно действующей системы управления финансами

Типы финансовой политики

В зависимости от уровня развития страны, фазы экономического цикла, политической ситуации, национальных и культурных особенностей осуществляются различные типы финансовой политики.

1. Классическая финансовая политика

Теоретически был основан еще в XVIII в. А. Смитом и Д. Риккардо («невидимая рука», саморегуляция рынка, государство не вмешивается) Главный принцип этой политики – минимальное вмешательство государства в экономику; простота налогов, простая система управления финансами

В XX в. Этот тип применялся мало, в весьма измененных формах

2 . Регулируемая финансовая политика

Внутри этого типа различают 2 разновидности

А) кейнсианская финансовая политика

Основой принцип – активное вмешательство государства в экономику, особенно в периоды кризисов, с целью обеспечения стабильного развития и максимальной занятости населения, основной инструмент – государственные расходы

Б) неконсервативная финансовая политика

Это ограниченное вмешательство государства в экономику, включает многоцелевое государственное регулирование.

    Планово – директивная финансовая политика

Это максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и полное государственное управление всей экономикой.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, де­ нежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средствомосуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой го­сударства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственнобюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что:

Налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, кросту недоимок и штрафов;

Основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

Превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем до ходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов;

    косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

    высокие налоги приводят к утечке капитала;

    в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей

Тема. Финансовая политика РФ.

    Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

    Финансовый механизм

    Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

    формирование финансового механизма.

    управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

    обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

    установление рационального распределения и использование ресурсов;

    достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

    создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

    формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

    Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

    Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

    Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

    Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

    Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

    Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

    Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

    Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

    Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

    Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

    Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

    Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

    Бюджетная политика предусматривает:

    определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

    установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

    оптимизация расходов бюджета;

    распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

    управление государственным долгом;

    определение источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

  • эмиссионная политика;

    политика стабилизации национальной валюты;

    кредитная политика.

Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная политика включает:

  • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная политика предполагает:

  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    развитие ипотечного кредитования;

    привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

Политика в области международных финансов:

  • интеграция России в мировую финансовую систему;

    признание России страной с рыночной экономикой;

    вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    урегулирование внешней задолженности;

    повышение устойчивости курса рубля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: