Факторы обуславливающие многообразие технологий социальной работы. Многообразие социальных технологий

Понятие «социальные технологии» характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. В этой связи можно говорить о различных основаниях диффе­ренциации, группировки социальных технологий.

Существует дифференциация по сфе­рам : специфические социальные технологии регулирования, ре­шения проблем сферы производственно-экономических, общест­венно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства: транспорт, сельское хозяйство, наука, здра­воохранение, связь, образование и др., в соответствии с которыми дифференцируются и социальные технологии, прежде всего, технологии управления, контроля, регулирования хо­зяйственно-экономических отношений.

Широко распро­страняется вариант деления социальных технологий в за­висимости от сфер детальности: социальные технологии, исполь­зуемые преимущественно в области бизнеса, государственного управления и «третьего сектора» (деятельность некоммерческих организаций).

Распространена дифференциация социаль­ных технологий по предмету и объекту , получаемому результату (технологии получения новой информации, культурных ценнос­тей и др.).

По характеру новизны или традиционности различают инно­вационные и традиционные социальные технологии. Существует осмысление социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества .

Особенно важной и ценной является дифференциация соци­альных технологий по основным задачам, проблемам социальной зашиты , различающихся способами оказания помощи нуждаю­щимся. При этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, пре­дусматривающим различные способы оказания помощи нужда­ющимся.

Можно говорить о дифференциации социальных тех­нологий, сформированных под влиянием различных теорий соци­альной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций со­циальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Развитие и функционирование объектов, субъ­ектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует тех­нологического подхода к управлению социальной деятельностью, поскольку масштаб происходящих изменений настолько ве­лики, что стихийность такого движения привела бы к неоправданной трате сил и средств. Технологизация социальных процессов подразу­мевает:

1) разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвя­занные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на дости­жение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию проце­дур и операций.

Социальные технологии можно трактовать с двух точек зрения:

· во-первых, как способы применения теорети­ческих выводов той или иной науки в решении практических задач.


Общественные науки, прежде всего, решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов;

· во-вторых, под социаль­ными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Главное назначение социальных технологий – регулирова­ние социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром соци­ального обслуживания и социальной деятельности в целом.

Для каждого вида социальной деятельности создается осо­бая технология. Обладают своей спецификой социальные технологии для различных обла­стей социальной сферы (медицинского обслуживания, пен­сионного обеспечения, социального страхования, системы об­разования и социального обслуживания). Поэтому речь идет о множестве технологий, каждая из кото­рых сообразуется с конкретной деятельностью, с целями, ко­торые социальный работник поставил перед собой и которые он стремится достичь.

Любая социальная технология, будучи конкретно направ­ленной на решение определенной социальной проблемы, все­гда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретны­ми условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историчес­кими условиями, традициями и др.

Любая социальная технология используется адресно. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объек­тов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие техноло­гий медицинского обслуживания населения, обусловленное спе­цификой медучреждений:

· это государственная и муниципаль­ная системы медучреждений;

· это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений;

· это тех­нология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилак­тики и т.д.

Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной – это своя технология решения его проблем со здоровьем.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.

Социальная технология . Понятие ʼʼсоциальная технологияʼʼ в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с крайне важно ­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В данный период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал ʼʼКакими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделатьʼʼ. Далее он писал: ʼʼЧем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, крайне важно, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определœенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не бывают установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционированияʼʼ.

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др.
Размещено на реф.рф
Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целœей. Сущность социальной технологии состоит по сути в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение производится на базе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, ᴛ.ᴇ. как ʼʼживаяʼʼ (живущая) технология;

· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она ʼʼвырастаетʼʼ в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Вместе с тем, под социальными технологиями принято понимать так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная (ʼʼвыращеннаяʼʼ) и реально действующая социальная система, созданная с определœенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология - ϶ᴛᴏ откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определœе­нию Ю.М. Резника, социальная технология - ϶ᴛᴏ ʼʼспециально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)ʼʼ.

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: ʼʼСистема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессовʼʼ. Специалистами в области социальных технологий определœены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

‣‣‣ объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

‣‣‣ должны быть выделœены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определœенных операций, процедур, показателœей;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателœей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает ʼʼсовокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населœенияʼʼ. По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы исходя из оснований, в числе которых бывают сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий

Основания выделœения типов Типы социальных технологий
1. Сферы применения 2. Объекты 3. Характер решаемых задач 4. Область заимствования методов 5. Направления социальной работы 1. Глобальные Универсальные Региональные 2. Групповые Общинные Индивидуальные 3. Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование 4. Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические 5. Собственно социально работы: – социальная диагностика (экспертиза); – социальная профилактика; – социальный контроль (надзор); – социальная реабилитация; – социальная адаптация; – социальный патронаж (опека); – социальное обеспечение; – социальная терапия; – социальное консультирование

Как видно из таблицы, разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий." 2017, 2018.

Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим

требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Что же вкладывается в понятия «социальная технология», и «технология социальной работы» и как соотносятся между собой эти понятия?

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.

Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась цитовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. 1 Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик отечественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. В частности, вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 г. выходит в свет книга В.Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология предстает важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» 2 .

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» 3 , как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности» 4 , как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей» 5 ,

как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей 6 .

Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге - к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.

Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа - это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

Объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

Возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

Возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

- динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

- дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий – это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой – активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

– степень зрелости социальных объектов;

– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: