Виды туристских маршрутов и их классификация. Определение и классификация маршрутов На железных дорогах ОАО «РЖД»

1. Общие положения и требования.

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин «маршрут». Каждой дисциплине из группы дисциплин «маршрут» соответствует вид туризма в таблице:

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, географического района, автономности, новизны, протяженности и ряда других факторов, по возрастающей сложности маршруты разделяются на:

Маршруты выходного дня;

Маршруты от I до III степени сложности;

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г.; Перечень классифицированных пещер,1988г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001г.

Классификация туристских маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (КТМ).

В СТ применяются три метода категорирования по видам СТ:

1).Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня маршрутов по видам СТ.

3). Сочетание методов 1). и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня маршрутов.

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мото, спелео и горного туризма отсутствует.

Таблица 1.

1.5. Основными показателями, определяющими категорию сложности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма группы дисциплин «маршрут» (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов (более высокий уровень факторов).

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

Локальные препятствия (ЛП) – препятствия небольшой протяженности соответствующей категории трудности, требующей при его преодолении соответствующего уровня технического мастерства и, как правило, использования специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП – перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения маршрутов более высоких категорий сложности.

Протяженные препятствия (ПП) – препятствия, которые характеризуются значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, водных, спелео и парусных маршрутах, маршрутах на средствах передвижения.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяет, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки, а также какой набор технических средств требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности и параметры, соответствующие табл.2. Параметры маршрута подразделяются на основные (нормативные) и рекомендованные. К основному параметру отностися нормативная протяженность маршрута. К рекомендованному параметру – продолжительность (рекомендуемое время для прохождения маршрута группой, имеющей среднюю для маршрута данной к.с.).

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает препятствия и иные факторы, характерные другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности препятствий других видов туризма, из которых составлен маршрут. Минимальное время прохождения комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должно с большей степени надежности, чем видовом маршруте обеспечивать безопасное его прохождение.

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с выпускающей МКК, протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
Протяженность маршрута в км. (не менее):
Пешеходные
Лыжные
Горные
Водные
На средствах передвижения:
Велосипедные
Мотоциклетные -
Автомобильные -
Автомото (на снегоходах и пневматиках)
Спелео (количество пещер)
Парусные
Конные (вьючные) - -

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

1.11. Маршруты должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях 2.1-2.9. и протяженность, чем в табл.2, то он классифицируется как короткий (КМ).

2. Классификационные требования к маршрутам по дисциплинам (видам туризма).

Параметры маршрутов должны удовлетворять требованиям таблицы 2.

2.1 Маршрут пешеходный . Категория сложности пешеходных маршрутов определяется на основе "Перечня…"(*), либо по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Приложение 1). Категорирование коротких пешеходных маршрутов осуществляется по методике (см. Приложение 2). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва,1990).

2.3.Горные маршруты

Категория сложности горных туристских маршрутов определяется тремя показателями: категорией трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов), их количеством и протяженностью маршрута. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. При оценке категории сложности похода принимаются во внимание дополнительные требования к планированию маршрута: основная часть маршрута должна быть линейной протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать не менее двух определяющих препятствий. Для маршрутов 4-6 к.с. в линейную часть могут засчитываться кольца протяженностью не менее 1/3 от установленного для данной категории норматива или протяженные траверсы/радиальные выходы с продолжительностью прохождения более 1/3 от установленного для данной категории норматива.

В горном туризме принято 7 полукатегорий трудности ЛП от 1А до 3Б* (4 к.т.). ЛП проще 1А к.т. называются некатегорийными (н.к). Все ЛП сложнее 3Б обозначаются в туризме 3Б*(4) (перевалы 3Б*, вершины и траверсы 4А-6Б альп.). Классификация перевалов приведена в книге «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. Москва, издательство «Прест», 2001 г., 401 стр. Классификация маршрутов на вершины и при прохождении траверсов осуществляется с учетов классификации, принятой в альпинизме. Классификация вершин и траверсов приведена в книге «Классификация маршрутов на горные вершины», 2001 г.

Категория трудности отдельных перевалов в зависимости от условий прохождения (времени года, снежной обстановки, и т.д.) может усложняться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в Перечне знаком * (кроме перевалов 3Б*) Для преодоления этих перевалов участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения перевалов на полукатегорию выше. Знак * у перевалов трудности 3Б означает, что для его преодоления участники группы (руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства) не менее чем двух перевалов категории 3Б. При зачете маршрута такие перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, перевал 2А* по факту прохождения 2А или 2Б, но не 2А *).

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по сложности часть спуска с одного и подъема на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.п.), то по согласованию с выпускающей МКК

Протяженность маршрута может быть сокращена, но не более, чем на 25%,

Может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.сл. маршрута.

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)
Всего В том числе категорий трудности
I - - - - -
II - - - -
III - - -
IV - -
V -
VI 1 (3) 2 (1)

Минимальный набор перевалов, определяющих сложность горного маршрута VI к.с.: 3А – 3 шт., 3Б – 1 шт.; либо 3А – 1 шт., 3Б – 2 шт.; либо 3А – 2 шт., 3Б* – 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин и «Таблицы оценки трудности препятствия», изложенной в «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.» (см. Приложение 4).

Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала из таблицы 1. При этом для походов VI к.сл. необходимо минимум одно сквозное прохождение определяющего ЛП 3Б (или 3Б*).

При проведении спортивных походов в высокогорье (св.5000 м) рекомендуется не превышать имеющийся высотный опыт более чем на 1200 м.

При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности препятствий» («Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.») (Приложение 4)

Участники горных школ Базового уровня, прошедшие весь цикл обучения, по согласованию МКК могут совершать учебно-тренировочные походы 2 к.сл.

Выпуск групп на маршруты в районы среднегорья производится МКК на основании Перечня Классифицированных перевалов среднегорья. При этом опыт горных походов в среднегорье участникам и руководителю засчитывается в соответствии с действующими правилами проведения горных спортивных походов. Кроме того, необходим последовательный набор высотного опыта.

2.4. Водные маршруты

2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.) .

Количество ОП и ПОП варьируются от географического региона выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов для среднего уровня воды, а также категории трудности ОП для различных регионов для среднего и большого уровня воды приведены в ""Перечне… "(*) .

В "Перечне…" также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона. При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из «Перечня…», при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

Категорирование новых маршрутов (препятствий) производится ЦМКК ФСТ ТССР по представлению уполномоченных МКК на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствии.

Таблица 4.

Категория сложности водного маршрута Мин. количество локальных водных препятствий, имеющих кат. трудности
I
II 1-3* 2-5*
III 1-3* 2-5*
IV 1-3* 2-5*
V 1-3* 2-5*
VI 2-5* 2-3*

*- количество препятствий зависит от ОФ региона.

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности ЛП рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложения 5. "Таблица оценки трудности водных препятствий". ЛП имеют 1-6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения при наличии различных факторах (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

2.4.4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам/руководителю осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе представленных в МКК отчета и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, размера судна и других факторов.

На железных дорогах ОАО «РЖД»

Организация и порядок направления вагонопотоков являются важнейшей технологической задачей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Организация вагонопотоков в поезда должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг, минимальные расходы на перевозки, соблюдение нормативных сроков доставки грузов, а также запросы грузоотправителей и грузополучателей.

Классификация грузовых поездов.

1.1. Грузовые поезда классифицируют по:

– условиям формирования;

– условиям проследования до станций назначения;

– состоянию включаемых в них вагонов;

– числу групп в составе;

1.2. По условиям формирования грузовые поезда делят на:

– поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя;

– маршруты установленного веса и (или) длины, организованные с мест погрузки (выгрузки), с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.3. Поезда, формируемые на сортировочных, участковых, а также на грузовых станциях (без участия грузоотправителя), подразделяются на:

а) сквозные - следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций;

б) участковые - следующие без переформирования по одному участку;

в) сборные - для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям.

Сборные поезда формируются с подборкой вагонов по станциям участка. Схема их формирования и порядок работы на промежуточных станциях устанавливается в соответствии с технологическим процессом организации местной работы железнодорожной дороги.



Разновидностями сборных поездов являются:

– зонные – с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка;

– удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков;

– сборно-участковые – следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки. Сборно-раздаточные вагоны для приема и выдачи мелких отправок на промежуточных станциях ставятся в сборные поезда отдельной группой. Погрузка и выгрузка этих вагонов на станциях участка, как правило, производится в пределах времени стоянки сборного поезда;

г) вывозные – следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции;

д) передаточные – следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов;

е) диспетчерские локомотивы – назначаемые при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам.

1.4. По состоянию включаемых вагонов поезда формируются:

– из груженых вагонов;

– из порожних вагонов – отдельно по роду подвижного состава, а цистерн – по виду налива;

– комбинированные – из груженых и порожних вагонов.

1.5. По числу групп в составе поезда подразделяются на:

Одногруппные – на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);

Групповые – из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения.

В необходимых случаях устанавливается формирование групповых поездов из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, по роду и состоянию подвижного состава и другим признакам.

Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается планом формирования поездов.

Вес и длина грузовых поездов.

2.1. Поезда формируются из вагонов определенных назначений нормой веса и длины, установленной графиком движения поездов. Вес и длина грузовых поездов в зависимости от рода и назначения поездов подразделяются на:

– унифицированные – для пропуска сквозных поездов без переломов веса и длины на направлении;

– параллельные (повышенные или пониженные) – для пропуска без переломов веса и длины отправительских маршрутов, ускоренных контейнерных, контрейлерных, рефрижераторных и для поездов определенных назначений;

– критические – устанавливаемые по мощности локомотива для данного участка.

Унифицированные и параллельные нормы веса и длины грузовых поездов устанавливаются в пределах железнодорожной администрации.

В международном сообщении вес и длина грузовых поездов устанавливаются Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по согласованию с причастными железнодорожными администрациями. Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и длины поезда не более чем на 90 тонн либо на один физический вагон.

Вывозные, передаточные, сборные поезда отправляются с начальных станций независимо от числа накопившихся вагонов по установленным ниткам графика.

2.2. Пополнение до весовой нормы, установленной графиком движения, сквозных поездов в пунктах перелома веса и длины, а также при отцепке вагонов с коммерческими и техническими неисправностями, производится вагонами в соответствии с назначением поездов, а при отсутствии таких вагонов – вагонами по плану формирования поездов, установленному для данной станции, без изменения индекса поезда.

2.3. Поезда, для которых установлены параллельные нормы веса и длины, пропускаются через пункты их перелома без изменения состава.

2.4. Обработка транзитных поездов, связанная с изменением веса или длины, устанавливается порядком, предусмотренным железнодорожной администрацией, с учетом особенностей работы станции и вносится в технологический процесс.

2.5. Порядок формирования и пропуска транзитных поездов повышенного веса и длины, следующих по двум и более дорогам, устанавливается в графике движения или предусматривается при сменно-суточном планировании работы по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.

При необходимости увеличения длины или веса сверх установленной по графику для данного участка унифицированной нормы транзитные поезда, следующие за пределы дороги, пополняются вагонами в соответствии с назначением поезда. Запрещается такие поезда пополнять вагонами назначением ближе станции расформирования.

2.6. Отцепленные от сквозных поездов и отправительских маршрутов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, а также вагоны, отцепленные по уменьшению веса и длины, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны.

2.7. При отцепке по технической или коммерческой неисправностям одного или двух вагонов разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.

Классификация маршрутов.

7.1. Отправительские маршруты

Отправительские маршруты классифицируются: по полигонам обращения; условиям организации; назначениям и порядку расстановки включаемых в них вагонов; роду или принадлежности подвижного состава.

7.1.1. По полигонам обращения маршруты подразделяются на:

межгосударственные маршруты , следующие от станций отправления (погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций); станция формирования и станция назначения таких маршрутов принадлежат разным железнодорожным администрациям.

междорожные маршруты , следующие в пределах двух и более железных дорог России; станция формирования и станция назначения таких маршрутов принадлежит разным железным дорогам ОАО «РЖД».

внутридорожные маршруты , следующие в пределах одной железной дороги; станция формирования и станция назначения таких маршрутов находятся в пределах одной железной дороги.

7.1.2. По условиям организации: сформированные на путях необщего и общего пользования .

Формирование отправительского маршрута (в полном составе) на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется грузоотправителем (или владельцем железнодорожного пути необщего пользования) в соответствии с условиями договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

При формировании отправительского маршрута на железнодорожных путях необщего пользования грузоотправитель имеет право использовать собственные маневровые локомотивы, либо арендованные у ОАО «РЖД».

Одним из условий установления назначения отправительского маршрута является техническая возможность приема грузополучателем вагонов, прибывших в составе маршрута, и их своевременная выгрузка.

При организации отправительского маршрута на железнодорожных путях общего пользования грузоотправитель дополнительно заключает договор с перевозчиком на оказание услуги по формированию отправительского маршрута.

7.1.3. По назначениям включаемых вагонов отправительские маршруты делятся на:

прямые маршруты , в т.ч. маршруты, обращающиеся по кольцевой схеме – сформированные на одну железнодорожную станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей, получателей порожних вагонов (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой). Прямыми могут быть любые маршруты по условиям организации;

маршруты в распыление - маршруты назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов (указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес определенных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки. Отправительские маршруты в распыление могут быть, организованы только на железнодорожных путях необщего пользования.

маршруты назначением на станцию расформирования при оформлении перевозочных документов на включаемые вагоны до конечной станции (станции выгрузки груженого вагона, подачи под погрузку порожнего вагона) с расформированием такого поезда на попутной технической станции по плану формирования поездов, либо назначением на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения.

7.2. Маршруты, организованные перевозчиком для технологических целей

Маршруты, организованные перевозчиком для технологических целей подразделяются по условиям организации и назначениям включаемых вагонов на:

станционные – сформированные из вагонов, одного или нескольких грузоотправителей (отправителя порожних собственных (арендованных) вагонов), предъявленных к перевозке на одной железнодорожной станции, являющейся станцией формирования поезда, назначением на одну станцию (прямые, в т.ч. маршруты, обращающиеся по кольцевой схеме (кольцевые)) либо на одну станцию расформирования с последующим отправлением на станцию назначения по плану формирования (в расформирование).

ступенчатые маршруты – сформированные из вагонов, предъявленных разными грузоотправителями на местах общего или необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции (станционный ступенчатый маршрут), одним грузоотправителем (владельцем железнодорожных путей необщего пользования или разными грузоотправителями (владельцами железнодорожных путей необщего пользования) на нескольких железнодорожных станциях участка или железнодорожного узла (участковый или узловой ступенчатый маршрут). Ступенчатые маршруты могут быть прямые или в расформирование.

технические маршруты, по договору с грузоотправителем или отправителем порожних собственных (арендованных) вагонов – сформированные на одной сортировочной, участковой или технической станции, не являющейся станцией предъявления вагонов к перевозке. Маршрут формируется из вагонов, объединенных одним из признаков: принадлежностью подвижного состава, оператором подвижного состава, грузоотправителем или грузополучателем. Технические маршруты по договору могут быть только прямые.

технические маршруты – сформированные на одной сортировочной, участковой или технической станции, не являющейся станцией предъявления вагонов к перевозке, назначением маршрута на одну железнодорожную станцию. Технические маршруты являются одним из технологических инструментов перевозочного процесса, могут быть прямые и в расформирование.

Вес и длина маршрутов.

2.1. Отправительские маршруты формируются унифицированной нормой веса и/или длины, установленной на полигоне железных дорог, участвующих в перевозке.

Унифицированные нормы веса междорожных отправительских маршрутов на полигоне железных дорог ОАО «РЖД» приведены в Таблице 1.

Унифицированная норма длины междорожных отправительских маршрутов на полигоне железных дорог ОАО «РЖД» составляет 71 условный вагон.

При наличии в нормативном графике движения ниток для пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов допускается установление отправительского маршрутного назначения соответствующих веса и длины.

Междорожные отправительские маршруты из порожнего собственного (арендованного) подвижного состава после их выгрузки, сформированные на железнодорожных путях необщего пользования, в том числе назначением на станцию первоначальной погрузки, должны соответствовать унифицированной норме длины 71 условный вагон и более.

Отправительские маршруты, курсирующие в границах одной железной дороги, формируются нормой веса и/или длины, установленной графиком движения поездов для данной железной дороги.

Увеличение установленной весовой нормы для груженого маршрута в порядке ее регулирования допускается не более чем на 30 тонн.

Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и/или длины:

Для груженого маршрута не более чем на 90 тонн либо на 1 физический вагон:

Для маршрута из порожнего собственного (арендованного) подвижного состава не более чем на 1 физический вагон.

В случае возникновения технологической или технической необходимости, установления перевозчиком одновременно весовой нормы и нормы по длине для маршрута, достаточно обеспечить выполнение одной из установленных норм (веса или длины маршрута).

На станциях формирования (отправления) маршрутов не допускается отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и/или длины маршрута в случаях отцепки вагонов по техническим или коммерческим причинам.

В исключительных случаях, при отсутствии технической возможности пропуска поездов унифицированной нормы веса и/или длины объектами инфраструктуры общего пользования допускается назначение отправительских маршрутов менее установленной нормы веса и/или длины.

Решение об установлении данных маршрутных назначений принимается причастными Департаментами, Дирекциями ОАО «РЖД» и утверждается Вице-президентом ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности, при этом:

Центральной дирекцией управления движением готовится обоснование поступившего обращения грузоотправителя в части технической и технологической возможности, сравнения зависящих эксплуатационных расходов;

Центр фирменного транспортного обслуживания и Департамент корпоративных финансов рассматривают возможность организации отправительского маршрута с точки зрения его доходности для ОАО «РЖД»;

Департамент управления транспортно–логистическим бизнес-блоком готовит заключение о экономической эффективности установления отправительского маршрута.

По итогам рассмотрения Центральная дирекция управления движением уведомляет заявителя о принятом решении.

Рассмотрение обращений по вопросу организации формирования отправительских маршрутов на путях общего пользования силами ОАО «РЖД» осуществляется аналогичным порядком.

9. Обеспечение выполнения плана формирования грузовых поездов.

К нарушениям плана формирования относятся.

1. Нарушения порядка формирования поездов:

Включение вагонов, для которых путь следования поезда является кружным, если это не предусмотрено планом формирования;

Включение вагонов более ближнего назначения (обратного назначения), если это не предусмотрено планом формирования;

Включение в поезд ближнего назначения вагонов дальнего назначения, которые по действующему плану формирования должны следовать через станцию назначения данного поезда в транзитных поездах;

Включение в прямые отправительские маршруты вагонов назначением на другие станции;

Включение в отправительские маршруты, следующие на станцию расформирования или в распыление, вагонов, которые по плану формирования должны включаться в поезда разных назначений на попутных станциях, расположенных ближе станции расформирования;

Включение в поезд вагонов с особо опасными грузами, станция назначения которых не соответствует назначению поезда;

Включение в поезд вагонов, межгосударственный пункт перехода которых не соответствует назначению поезда;

Включение в поезд вагонов, признаки которых (код груза, код грузополучателя, примечание строки натурного листа) не соответствует назначению поезда (если по плану формирования вагоны с разными признаками должны следовать на одну станцию назначения в разных поездах);

Несоответствие подбора групп вагонов, следующих в групповых поездах, установленному порядку их формирования и расположения в составе поезда;

Формирование поездов станциями, не включенными в план формирования поездов и в план маршрутизации, и прицепка вагонов к ним с отступлениями от установленного для впередилежащей технической станции плана формирования поездов;

Постановка в поезда груженых вагонов, не имеющих перевозочных документов;

2. Нарушения порядка пропуска поездов:

Преждевременное расформирование поездов и отправительских маршрутов;

Пропуск станцией поезда, подлежащего расформированию;

Пропуск станцией группового поезда без отцепки предназначенной для нее поездной группы;

Несоблюдение установленного порядка пополнения в пути следования поездов, следующих по плану формирования;

Пополнение или отцепка вагонов от отправительских маршрутов

3. В книге Плана формирования поездов (сдача поездов по стыкам – часть 2) указывают все поезда, сформированные на станциях без участия грузоотправителей (отправителей порожних вагонов), а также отправи­тельские маршруты и поезда, следующие кружностью. В случае поступления транзитного поезда на дорогу неразрешенной кружностью он должен быть направлен в соответствии с установленным по­рядком следования вагонопотоков для данной дороги.


Утверждаю:

Начальник Забайкальской дирекции управления движением – структурного подразделенияЦентральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»

_____________________ А.Ю.Орлов

«_07__»___12_______2015г.

II. ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ

III. МЕЖДУДОРОЖНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ

МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК, организация перевозок грузов в маршрутных поездах, к-рые про­ходят большое количество участковых и сортиро­вочных станций без переработки составов. Марш­рутные поезда подразделяются на отправительские и техн. маршруты. Отправительским маршрутом наз. состав установленного веса, загруженный с одного или нескольких пунктов погрузки одним или несколькими отправителями, назначением на одну станцию выгрузки или на устанавливаемую дорогой станцию распыления (расформирования) маршрут Отправительский маршрут, загруженный на не­скольких станциях одного или нескольких участ­ков, наз. ступенчатым. Инициатором сту­пенчатой маршрутизации на дор. Белорусской, им. Куйбышева, Казанской и др. является Герой социа­листического труда В. Т. Осипов. Ступенчатые марш­руты формируются на основе календарного плани­рования погрузки. Планом перевозок предусматри­вается, что станции участка в установленный день производят погрузку грузов одного назна­чения или следующих в одном направлении. Затем группы вагонов, загруженных на промежуточ­ных станциях собираются сборным поездом; вагоны при этом размещаются в составе в соответствии с правилами формирования поездов, и поезд прибывает на участковую (или сорти­ровочную) станцию готовым маршрутом. При формировании ступенчатого маршрута из погрузки нескольких станций, расположенных на нескольких участках, гружёные вагоны к установленному часу по твёрдому расписанию подводятся на распоряди­тельную станцию, где из них формируется состав маршрутного поезда. К отправительским относятся и замкнутые маршруты, обращающиеся постоян­но между определёнными пунктами погрузки и выгрузки. Вагоны, включённые в составы кольцевых маршрутов, закрепляются за ними. Замкнутые маршруты, обращающиеся на неболь­ших расстояниях, обычно наз. вертушками. Отпра­вительские маршруты, в том числе и ступенчатые, подразделяются на две группы: а) общесетевые маршруты и б) местные маршруты. Общесетевым наз. маршрут, следующий более 500 км от станции формирования до станции назначения (или распы­ления); местным наз. маршрут, следующий на рас­стояние 500 км и менее. Отправительская маршру­тизация имеет на ж. д. СССР такие большие возмож­ности развития, каких нет и не м. б. ни в одной дру­гой стране. Восемь основных массовых грузов I (уголь, нефть, лес, хлеб, руда, строительные мате- " риалы, металлы, дрова) составляют свыше трёх четвертей всех перевозок. Все эти грузы распреде­ляются по потребностям заранее и перевозятся по плану. Это даёт возможность отправлять указан­ные грузы со станций погрузки целыми маршру­тами. Маршрутом техническим наз. установленного веса (или длины) состав, сформированный на техн. станции и имеющий назначение на одну станцию расформирования с расстоянием" следования более 500 км. К техн. маршрутам относятся также поезда, сформированные из порожних вагонов, к-рые на­правляются на дороги массовой погрузки хлеба, леса, угля, металла и т. п. Эти маршруты наз. по­рожняковыми маршрутами. Техн. маршрут, так же как и отправительский, проходит до станции на­значения все попутные участковые и сортировочные станции без переработки. М. и. обеспечивает бы­стрейшее продвижение грузов из пунктов произ­водства в пункты потребления, сокращает работу участковых и сортировочных станций по перера­ботке составов поездов, ускоряет оборот вагонов п способствует снижению себестоимости перевозок.

Предисловие

Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами (далее - Инструкция) разработана в связи с принятием Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ и Приказом Минтранса России от 10 июня 2009 г. N 94 "О внесении изменений в Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц".

Маршрутизация перевозок грузов является одной из форм организации вагонопотоков в поезда, способствует сокращению сроков, повышению надежности и ритмичности доставки грузов, ускорению оборота вагонов, уменьшению объема их переработки на станциях, экономии материальных средств, созданию условий обеспечения сохранности грузов при перевозках.

Настоящая Инструкция регламентирует:

Порядок разработки технологии маршрутных перевозок;

Организацию погрузки, формирования и продвижения маршрутов;

Порядок оформления перевозочных документов и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами;

Порядок контроля, учета и анализа маршрутных перевозок.

Инструкция предназначена для работников Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", Управления анализа и статистики ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, собственных и арендованных порожних вагонов маршрутами.

Инструкция разработана специалистами Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и Отделения взаимодействия транспортных систем ОАО "НИИАС".

1. Определения и классификация

1.1. Под отправительским маршрутом в Правилах перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.2. Маршруты классифицируются по условиям организации; назначениям и порядку расстановки включаемых в них вагонов; условиям и полигонам обращения; принадлежности подвижного состава.

1.3. По условиям организации маршруты с мест погрузки, организуемые с участием грузоотправителей на основе заявок на перевозку грузов, подразделяются на:

отправительские маршруты, полностью сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем либо владельцем железнодорожного пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, либо на путях общего пользования железнодорожной станции по договору между грузоотправителем и перевозчиком. Отправительский маршрут может состоять из вагонов, оформленных одной маршрутной отправкой или несколькими групповыми или повагонными отправками;

станционные маршруты, сформированные на путях общего пользования железнодорожной станции средствами перевозчика из вагонов, предъявленных одним грузоотправителем, при отсутствии с ним договора на формирование маршрута;

ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, предъявленных разными грузоотправителями на местах общего или необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции (станционный ступенчатый маршрут), одним грузоотправителем (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) или разными грузоотправителями (владельцами железнодорожных путей необщего пользования) на нескольких железнодорожных станциях участка или железнодорожного узла (участковый или узловой ступенчатый маршрут).

1.4. По назначениям включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

прямые маршруты - на одну железнодорожную станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

маршруты в распыление - маршруты назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов (указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

маршруты назначением на станцию расформирования при оформлении перевозочных документов до конечной станции (станции выгрузки груза) с расформированием такого поезда на попутной технической станции по плану формирования поездов либо назначением на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения.

1.5. По условиям обращения выделяются:

кольцевые маршруты с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию, участок, узел под повторную погрузку;

технологические маршруты, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов;

отдельно выделяются сложные кольцевые маршруты, курсирующие по определенной перевозчиком технологической схеме, предусматривающей обратную загрузку вагонов на станциях, лежащих в пределах порожнего рейса состава, определенного перевозчиком (в случае нахождения вагонов в управлении перевозчика) либо оператором (владельцем) подвижного состава.

Схемы курсирования внутридорожных кольцевых маршрутов для перевозки грузов между разными станциями одной железной дороги устанавливаются по согласованию с начальником Региональной дирекции управления движением, а междудорожных - по согласованию с начальником Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".

1.6. По полигонам обращения маршруты подразделяются на:

межгосударственные маршруты, следующие от станций отправления (погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций);

сетевые маршруты, следующие в пределах двух и более железных дорог России;

внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной дороги.

1.7. По расстановке включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

групповые маршруты с подборкой вагонов по станциям, участкам или получателям;

одногруппные маршруты без указанной подборки.

4 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТНОЙ СИСТЕМЫ

4.1 Классификация маршрутов

Маршрут – установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки. Перемещение пассажиров по маршрутам называют маршрутными перевозками.

Классификация маршрутов производится по ряду признаков, существенных для организации перевозок.

По виду сообщения маршруты подразделяют на внутригородские, пригородные, междугородные и международные.

Междугородные маршруты подразделяются на внутриобластные и межобластные. Согласование трассы межобластного маршрута требует соблюдение ряда дополнительных юридических формальностей.

Международные маршруты организуют и эксплуатируют в соответствии с международными конвенциями и договорами.

По виду транспорта различают автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты.

По форме трассы в плане маршруты бывают маятниковые и кольцевые. Трасса маятникового маршрута в плане представляет собой незамкнутую линию. Кольцевые маршруты имеют трассу в виде замкнутой петли.

По территориальному расположению внутригородские маятниковые маршруты подразделяются на радиальные, диаметральные и хордовые.

По роли, выполняемой в транспортной системе, маршруты могут быть основными, подводящими и дублирующими.

По времени действия маршруты делятся на постоянные и временные. Разновидностью временного маршрута является дополнительный маршрут, организуемый диспетчером оперативно. По мере надобности, например, при авариях.

По контингенту перевозчиков наиболее распространены маршруты. обслуживаемые одним перевозчиком. В особую категорию выделяют горные маршруты, трасса которых отличается наличием значительных перепадов высот.

1- граница города;

2- хордовый маршрут;

3- пригородный маршрут;

4- диаметральный маршрут;

5- радиальный маршрут;

6- кольцевой маршрут

Рисунок 2 – Классификация маршрутов

4.2 Паспорт маршрута. Его назначение и содержание

Организация маршрута, его изменение или закрытие оформляются приказом по АТО. Перевозчик, эксплуатирующий маршрут, составляет паспорт маршрута. В паспорте маршрута фиксируют и периодически обновляют следующие сведения:

Номер маршрута;

Даты и основания открытия маршрута, начала движения;

Протяженность и период работы маршрута;

Схему маршрута с обозначением названий всех улиц, по которым маршрут проходит;

Таблицу расстояний между остановочными пунктами с точностью 0,1 км;

При продлении маршрута, учитывают изменение потребности в автобусах, вызванное двумя факторами: увеличением Т об на маршруте и необходимостью дополнительного объема перевозок, либо увеличением вместимости эксплуатируемых автобусов.

Передачу маршрута городскому наземному электротранспорту производят при устойчивых пассажиропотоках, оправдывающих прокладку контактной сети и рельсового пути.

5 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОБУСНЫХ

ПЕРЕВОЗОК

5.1 Характеристика основных задач организации городских автобусных перевозок

Движение автобусов междугородного сообщения организуют по сквозному участковому методам. Основным является сквозной метод, предусматривающий прохождение автобусом всего маршрута от начального до конечного пункта.

Владельцы автобусов, при осуществлении перевозок в междугороднем сообщении, обязаны застраховать пассажиров.

При организации перевозок должны учитываться требования международных договоров и законодательства различных стран, часто более строгие, по сравнению с внутренними российскими стандартами организации движения. Экипаж автобуса должен знать условия движения на иностранной территории, особенности национальных правил дорожного движения. Необходимо подготовить дополнительную бортовую документацию. Перемещение автобуса, пассажиров, персонала и багажа через государственные границы сопряжено с пограничным и таможенным контролем.

Общие требования к перевозкам пассажиров в международном сообщении со странами СНГ регулируются Конвенцией о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа.

Таблица 4 – Характеристика основных задач городских автобусных перевозок

Орган или подразделение, на которое возложено решение задачи

Типовая периодичность и условия, вызывающие необходимость решения задачи

В административных центрах субъектов Российской Федерации

В городах, имеющих несколько пассажирских АТО

В отдельно расположенных АТО

1 Нормирование скоростей движения на маршрутах

Централизованно общегородским органом управления (ООУ) ГПТ при участии АТО и ЦДС (при ее наличии)

Отделы эксплуатации АТО при методическом руководстве головной АТО (при наличии таковой)

Отдел эксплуатации

При открытии нового маршрута и изменении условий движения, но не реже 2 раз в год

2 Определение потребности в подвижном составе

При уточнении норм времени на рейс, расширении типажа автобусов, обновлении данных о пассажиропотоках

3 Распределение подвижного состава по АТО и маршрутам

До 4 раз в год при уточнении норм времени рейса, обновлении парка автобусов и данных о пассажиропотоках

4 Организация специальных режимов движения на маршрутах

Отделы эксплуатации соответствующих АТО

1-2 раза в год (уточнение целесообразности введения скоростного и экспрессного сообщения)

5 Составление маршрутных расписаний движения

Централизованно ООУ ГПТ или самостоятельно каждой АТО

Для каждого маршрута не реже 2 раз в год для весенне-летнего и осенне-зимнего сезонов на будни, субботу, воскресенье и праздники (каждый раз при изменении плана распределения автобусов по маршрутам, уточнении времени рейса, данных о пассажиропотоках и изменениях в режиме движения)

6 Составление автобусных расписаний движения

Диспетчерские группы отделов эксплуатирующих АТО

7. Составление диспетчерских расписаний движения

ЦДС (при ее наличии), головная АТО (при возложении на нее линейной диспетчеризации), в остальных случаях диспетчерские группы АТО

Диспетчерская группа отдела эксплуатации

8 Организация резерва подвижного состава

ООУ ГПТ (ЦДС при ее наличии)

Головная АТО, отделы эксплуатации всех АТО

Отдел эксплуатации

Ежемесячно с корректировкой по потребности при изменении доли невыполненных рейсов, схемы маршрутов

9 Составление наряда водителей и автобусов

Начальники и нарядчики колонн (автоотрядов) совместно с диспетчерской группой и производственно-технической службой АТО

Ежедневно

5.1.1 Нормирование скоростей движения на маршрутах.

Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации подвижного состава, рационализации, использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки.

5.1.2 Определение потребности в подвижном составе.

Потребность в подвижном составе устанавливают исходя из необходимости назначения на каждый маршрут такого количества автобусов определенной пассажировместимости, которое обеспечивает минимум издержек перевозчика при условии освоения пассажиропотока с соблюдением нормативных требований к качеству транспортного обслуживания.

5.1.3 Распределение подвижного состава по АТО и маршрутам.

Когда имеется несколько перевозчиков, возможны оба способа расчета: автобусы каждого перевозчика распределяют по закрепленным за ним маршрутам; весь автобусный парк города распределяют по маршрутам независимо от их закрепления за перевозчиками. В последнем случае рационализируют закрепление маршрутов. Если маршрут обслуживают на паритетных началах автобусы разных перевозчиков, устанавливают долю автобусов, выпускаемых каждой АТО.

5.1.4 Организация специальных режимов движения на маршрутах.

Недельная продолжительность рабочего времени водителей должна быть не более 40 часов. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы должна быть не более 8 часов и не более 7 часов при шести рабочих днях.

Водителям предоставляются перерывы в течение смены для отдыха и питания. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, связанных с необходимостью обслуживания населения.

5.1.5 Составление маршрутных расписаний движения.

Маршрутное расписание движения является основным документом, определяющим организацию и эффективность работы автобусов на маршруте и устанавливающим время начала и окончания каждого рейса, время прохождения контрольных пунктов маршрута, обеденных и внутрисменных перерывов, пересмен водителей.

5.1.6 Составление автобусных расписаний движения.

Расписания движения согласовывают, если интервалы движения на согласуемых маршрутах равны или кратны меньшему из них, а также если разность времени оборотного рейса на совмещаемых маршрутах равна или кратна меньшему из интервалов движения.

5.1.7 Составление диспетчерских расстояний движения.

После составление расписания движения, определяют продолжительность работы автобусов по каждому из выходов и суммарно по маршруту; число рейсов и суточный пробег по каждому выходу и суммарно по маршруту; время работы водителей автобусов; пробег в нулевых рейсах и на заправку. Указанные показатели записывают в итоговых графах бланка расписания движения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: