Интриги вокруг КВЗ: почему Вадим Лигай покинул правление «Вертолетов России»? Вадим Лигай: «Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно Лигай вадим александрович биография.

Как стало известно "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай покинул "параллельный" пост замгендиректора "Вертолетов России", на котором он курировал ключевые проекты холдинга. На самом заводе это объяснили "высокой загрузкой". Так что же происходит с одним из флагманов оборонной отрасли Татарстана, лопасти которого вращаются все медленнее, а на шасси навешивают дополнительный груз - башкирский завод КумАПП с миллиардными убытками?

Головные боли Вадима Лигая

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ).

Во-первых, как выяснил "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора "Вертолетов России" (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга - реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов - Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин - "высокая загрузка", а если точнее, "возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок - КВЗ и КумАПП" (ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки - 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров - "Ростеха", холдинга "Вертолеты России" и "Оборонпрома".

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

"БИЗНЕС Online" направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес "Вертолетов России", но ответа так и не получил.

"Контракт с Индией - единственный выход. если нет, дела будут очень плохи"

Свет на ситуацию пролили источники "БИЗНЕС Online" в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов - "не более 80". Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения - две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное - нет новых крупных заказов.

"Причины падения производства на КВЗ (и не только) - это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года - прим. авт.) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля - прим. авт.), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, - констатировал в беседе с "БИЗНЕС Online" эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, - а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях". По мнению Матвеева, падение в 34,8% - явление ненормальное, "но такова реальность", крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

"Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, - отметил источник "БИЗНЕС Online". - Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи". Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта - 50 на 50. "Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, - отметил он. - Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов".

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит - что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

"Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, - подчеркнул источник "БИЗНЕС Online". - Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится".

Зачем Казань берет Кумертау на буксир?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник "БИЗНЕС Online", который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в "Вертолетах России" Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода - 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать "объединенную" продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, "Ансат" и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, "Ансата" и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы - если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими. А те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные - по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей, до 3,99 млрд. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей - до 4,78 млрд. А чистый убыток - в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

Как Рустэм Хамитов наехал на "Вертолеты России"

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник "БИЗНЕС Online" в отрасли: "Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги, типа "Вертолетов России", Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в Ростех, которым руководит Сергей Чемезов - авт.), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо "спрятать". Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально - перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т - авт.). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет..."

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания "Вертолетов России" перед Путиным: "Фактически он их и напугал".

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил "Вертолеты России" в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о "Вертолетах России" были весьма экспрессивными: "Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время "Вертолеты России" вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел - тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах". Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством "Вертолетов России"...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением "перетягивания одеяла" в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о "теплых" отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: "Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает".

Что все это означает для самого Вадима Лигая? С одной стороны, вывод из "политбюро" "Вертолетов России", как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на "палочку-выручалочку". Тем более, что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское "болото", превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет - так нет.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ВАДИМА ЛИГАЯ

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ).

Во-первых, как выяснил «БИЗНЕС Online», генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора «Вертолетов России» (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга — реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП» (ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки — 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров — «Ростеха», холдинга «Вертолеты России» и «Оборонпрома».

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

«БИЗНЕС Online» направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес «Вертолетов России», но ответа так и не получил.

«КОНТРАКТ С ИНДИЕЙ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД. ЕСЛИ НЕТ, ДЕЛА БУДУТ ОЧЕНЬ ПЛОХИ»

Свет на ситуацию пролили источники «БИЗНЕС Online» в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов — «не более 80». Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения — две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное — нет новых крупных заказов.

«Причины падения производства на КВЗ (и не только) — это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года прим. авт. ) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля прим. авт. ), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, — констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев , — а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях». По мнению Матвеева, падение в 34,8% — явление ненормальное, «но такова реальность», крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

«Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — отметил источник «БИЗНЕС Online». — Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта — 50 на 50. «Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, — отметил он. — Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов».

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит — что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

«Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, — подчеркнул источник «БИЗНЕС Online». — Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится».

ЗАЧЕМ КАЗАНЬ БЕРЕТ КУМЕРТАУ НА БУКСИР?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник «БИЗНЕС Online», который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в «Вертолетах России» Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода — 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, «Ансата» и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы, если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими, а те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные — по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей — до 3,99 миллиарда. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей — до 4,78 млрд., а чистый убыток — в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

КАК РУСТЭМ ХАМИТОВ «НАЕХАЛ НА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник «БИЗНЕС Online» в отрасли: «Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги типа «Вертолетов России», Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в «Ростех», которым руководит Сергей Чемезов прим. авт. ), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо «спрятать». Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально — перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т прим. авт. ). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет...»

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова , который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания «Вертолетов России» перед президентом РФВладимиром Путиным : «Фактически он их и напугал».

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил «Вертолеты России» в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о «Вертолетах России» были весьма экспрессивными: «Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время «Вертолеты России» вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел — тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах». Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством «Вертолетов России»...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением перетягивания одеяла в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о «теплых» отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: «Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает».

Что все это означает для самого Лигая? С одной стороны, вывод из «политбюро» «Вертолетов России», как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на «палочку-выручалочку». Тем более что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское «болото», превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет так нет.

Сам Лигай комментировать информацию отказался. Он сообщил корреспонденту Inkazan, что находится на совещании.

Издание ссылается на собственные источники. Об отставке Лигая слухи ходят не первый год. Говорили об этом на протяжении последних нескольких лет. Заводом он руководит на протяжении почти 11 лет.

Казанские вертолетный завод в последнее время снижает производственные показатели и работает с убытком.

БО пишет, что Лигай, возможно, станет одним из топ-менеджеров холдинга "Вертолеты России", в которых входит КВЗ.

В ноябре 2017 года из квартального отчета ПАО «Казанский вертолетный завод» стало известно, что чистый убыток увеличился до 2,35 миллиардов рублей. По итогам 9 месяцев 2016 года составлял 883 миллиона рублей.

Также снизилась выручка: показатель за январь-сентябрь 2017 года составил 11,3 миллиарда рублей, тогда как в том же периоде прошлого года он равнялся 18,1 миллиарду рублей. Валовая прибыль упала с 7,7 миллиардов рублей в 2016 году до 1,5 миллиардов рублей в 2017 году (данные за 9 месяцев).

За январь-сентябрь 2016 года прибыль КВЗ от продаж составляла 3,7 миллиардов рублей. За тот же период 2017 года убыток от продаж составил свыше 227 миллионов рублей. Напомним, чистая прибыль КВЗ по РСБУ за 2016 год составила 129,9 миллионов рублей.

В сравнении с 2015 годом она упала в 95,4 раза. Выручка за позапрошлый год сократилась до 25,3 миллиардов рублей. В отчете-2016 сообщалось, что падение прибыли произошло из-за снижения реализации продукции.

В позапрошлом году завод продал 54 вертолета. Из них – 41 на внутреннем рынке на сумму в 9,3 миллиарда рублей. Еще 13 машин поставили за рубеж - на 10,1 миллиарда. Как следует из отчета, завод очень сильно ослабил свое присутствие на зарубежных рынках. В 2015 году за границу поставили 37 вертолетов на 32,7 миллиарда рублей. В 2016 году существенно сократилась выручка на рынках Азии, Европы и Африки. В 2015 году на Азию приходилось 33,5 млрд рублей, в прошлом году – всего 5,8 миллиарда. Европа – прошлогодние 5,7 млрд против 14,6 млрд в позапрошлом году. Выручка на рынке Африки снизилась с 4,8 млрд до 24,1 млн рублей. Выросли показатели по Северной Америке – с 21,9 миллиона до 2,5 миллиарда. Добавилась Южная Америка. В 2015 году этот рынок в структуре выручки не фигурирует – 49,6 млн рублей.

Сторонник партии "Единая Россия", член фракции "Единая Россия" в Государственном Совете Республики Татарстан.
Член Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству.

Родился 26 марта 1953 года.
. Образование - высшее, окончил Московский ордена Ленина государственный авиационный институт им. О.С. Орджоникидзе (1976)
. Заслуженный машиностроитель РФ (1998)
. Награжден медалью им. М.Л. Миля (1992), медалью Ордена Святого Благоверного Князя Даниила Московского (2003), медалью Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени (2005), медалью «За укрепление боевого содружества» (2009), юбилейной медалью «100 лет военной авиации России» (2012), медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2012), медалью союза машиностроителей России «За доблестный труд» (2012), медалью РТ «За доблестный труд» (2013), медалью Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству «За отличие» (2013), Почетной грамотой Управления делами Президента Российской Федерации, орден Почета Российской Федерации (2013), Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» (2015), Благодарность Правительства Российской Федерации (2015).
. Главный советник управляющего директора ПАО «Казанский вертолетный завод».

День, время, место приема
второй четверг месяца с 17.00- до 19.00ч.
Место приема: ул.Дементьева,2 Б (Первичное районное отделение ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

Сведения (за отчетный финансовый год с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года)

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (за отчетный финансовый год с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года)

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (за отчетный финансовый год с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года)

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (за отчетный финансовый год с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года)


Теги

Винтокрылые машины производства ПАО «Казанский вертолетный завод» известны во всем мире и с успехом эксплуатируются более чем в 100 странах. Сегодня завод производит широкий ряд современных модификаций вертолетов серии Ми-8/17 и легкого вертолета «Ансат»; готовит к серийному производству средний транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. На протяжении последних десяти лет во главе ПАО «Казанский вертолетный завод» стоял Вадим Александрович Лигай, со 2 февраля занявший пост заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по инфраструктурному развитию. Как многие мальчишки, в детстве он мечтал стать летчиком, в школе проявлял явную склонность к математике и в итоге связал свою судьбу с авиацией. Вадим Лигай отдал КВЗ более 40 лет жизни, пройдя путь от инженера-конструктора до генерального директора. Под его руководством на заводе был реализован целый ряд значимых проектов.

Масштабная модернизация

Вадим Лигай возглавил «Казанский вертолетный завод» в мае 2007 года. Одной из важнейших и глобальных задач, стоявших на тот момент перед руководством предприятия, было создание комплексного плана по глубокой модернизации и техническому перевооружению производства. В 2008 году такой план был разработан. Несмотря на то, что основные модернизационные изменения касались в первую очередь производственных линий, по сути план предполагал полную перестройку предприятия.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Вадим Лигай

Мы, наряду с обновлением основных средств, занимаемся еще и модернизацией производственных отношений. Серьезное значение придаем изменению отношения людей к работе, переходу от принципов постсоветских времен к новым реалиям. Каждый на своем рабочем месте должен ощущать, что от его отношения к процессу очень многое зависит. Важно, чтобы человек выполнял свою работу строго по инструкции, в соответствии с технологическим процессом, и в то же время внутренне ощущал перспективу: понимал, что требуется немного больше, чем он вкладывает сегодня, и что творческие способности стоит проявлять, потому что любой рабочий процесс предполагает их реализацию.

При формировании модернизационного плана КВЗ в 2008 году завершение всех работ было запланировано на текущий год. В феврале 2018-го глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский констатировал, что модернизация «Казанского вертолетного завода» завершена на 90%.

Вертолет «Ансат» - легкий и универсальный

Еще одно безусловное достижение Вадима Лигая на посту гендиректора КВЗ - налаживание серийного производства и поставок легких многоцелевых вертолетов «Ансат».

Вертолет «Ансат» - жемчужина современного отечественного вертолетостроения - разработан по одновинтовой схеме с рулевым винтом и призван конкурировать с новейшими западными образцами. Он способен перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине и имеет возможность быстрой трансформации салона. В 2013 году «Ансат» с гидромеханической системой управления был сертифицирован для выполнения грузовых перевозок, в декабре 2014 года - для пассажирских. В мае 2015 года сертификацию прошла модификация с медицинским модулем.

Благодаря наличию серьезных конкурентных преимуществ в своем классе, «Ансат» вызывает интерес эксплуатантов вертолетной техники не только из России, но и из зарубежных стран. Его различные модификации, а также возможность быстрой смены оборудования позволяют вертолету успешно решать задачи как гражданских, так и силовых структур.

23 января 2018 года продукция Казанского вертолетного завода «Легкий вертолет «Ансат» в унифицированном варианте исполнения» одержала победу в конкурсе федерального этапа программы «100 лучших товаров России» и регионального этапа конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан 2017 года».

В настоящее время вертолет «Ансат» активно используется в ВКС России в качестве учебного вертолета. Гражданскую службу «ансаты» несут в МЧС и в Центре медицины катастроф.

Планируется поставлять вертолет и за рубеж. В феврале холдинг «Вертолеты России» и Росавиация провели переговоры с представителями Управления гражданской авиации Китая (CAAC) по сертификации в КНР вертолета «Ансат». В течение года предприятие планирует поставить в Китай первые вертолеты с медицинскими модулями «Ансат». Также китайские заказчики заинтересованы в других модификациях вертолета. Кроме того, холдинг активно ведет переговоры по проверке сертификата вертолета в Бразилии, Мексике и Канаде.


Формула успеха Вадима Лигая

Сегодня, оглядываясь назад, Вадим Лигай видит ключевыми причинами своего профессионального успеха и самореализации в роли руководителя высокое качество полученного образования и готовность проявлять лидерские качества, эффективно управлять коллективом.

- Сильный лидер должен, прежде всего, пользоваться авторитетом, - объясняет Вадим Лигай. – Это самое главное. А отношения в команде строятся на взаимопонимании, на том, что каждый понимает руководителя и задачи, которые перед ним стоят. В моем понимании команда - это не руководитель и его заместители, а более широкое понятие, потому что работу выполняет весь коллектив. В идеале команда – это все сотрудники предприятия, где каждый осознает свою роль, видит общую цель и делает всё для ее достижения. А построение этой системы взаимоотношений, доведение до каждого его задач и создание условий для их выполнения - это и есть большая работа руководства.

Огромное значение в этом процессе, по мнению Вадима Лигая, играет честность и открытость руководителя на всех этапах работы:

- Сила честного слова, что бы там ни говорили, в любом бизнесе и вообще в сфере коммерческих отношений очень важна: как раньше слово купца было крепким и служило гарантией надежности, так и сейчас это правило действует. В сфере бизнеса всегда создается определенное мнение о руководителе, исходя из этого строятся взаимоотношения, в том числе партнерские.

В движении к новым целям

За 10 лет руководства КВЗ Вадим Лигай сделал предприятие по-настоящему процветающим. Сегодня перед заводом стоят новые задачи - начало серийного выпуска Ми-38, диверсификация производства, увеличение доли гражданской продукции и новые поставки в рамках развития программы санитарной авиации.

По словам помощника главы Республики Татарстан по авиастроительному комплексу Равиля Зарипова, на 2018 год заказы заводом уже набраны: собрать планируют 86-87 машин.

- Работа идет. У нас очень хороший задел - Ми-38, большой тяжелый вертолет. По сравнению с другими компаниями, у КВЗ есть новые разработки. Тот же 38-й вертолет, который можно выпускать и как военный, и как гражданский. В этом году мы сделаем один-два вертолета для военных. От других есть пожелания по нему как по гражданскому, салонному. Будем раскручивать этот бренд, - пообещал Зарипов.

Кроме того, чиновник отметил, что предприятию оказывает поддержку региональное правительство во главе с Рустамом Миннихановым. А значит - впереди у КВЗ еще немало достижений и побед.

- Сегодня, в том числе и в России, все понимают, что жить за счет нефтяных денег неправильно, - убежден Вадим Лигай. - Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно. Потому что реальную добавочную стоимость производит только сектор промышленности. И необходимо поддерживать те предприятия, которые имеют потенциал конкурентоспособности на мировом рынке.

- Хотел бы выразить Вадиму Александровичу благодарность за долгие годы успешной работы на Казанском вертолетном заводе. Под его руководством КВЗ добился значительных успехов. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинскй

В 1976 году окончил Московский авиационный институт и приступил к трудовой деятельности на Казанском вертолетном заводе. В 1976–1998 годах он последовательно занимал должности инженера-конструктора, инженера-технолога, начальника техбюро и заместителя начальника цеха.

В 1998 году Вадим Лигай был назначен заместителем генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» по коммерческим вопросам и управлял этой стороной жизни завода вплоть до 2007 года.

В мае 2007 года Лигай возглавил родное предприятие. При нем «Казанский вертолетный завод» сменил форму собственности с ОАО на ПАО и провел обширную модернизацию.

2 февраля 2018 года Вадим Лигай занял пост заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по инфраструктурному развитию.

Вадим Лигай является обладателем званий «Заслуженный машиностроитель» (1998 г.) и «Почетный авиастроитель» (2008 г.). Также он награжден медалью имени М. Л. Миля Бюро Федерации космонавтики России (1992 г.), почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства (2003 г.), орденом Святого Благоверного Князя Даниила Московского (2003 г.), медалью Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2009 г.) и орденом Почета (2013 г.).

Читайте далее:

Вадим Лигай: «Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно» РГУ имени А. Н. Косыгина: дверь в будущее открыта
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: