Нод гжельская роспись аппликация подготовительная группа. Украсим поднос гжельским узором план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Программные задачи.

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (прикладное и устное народное творчество). Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая; использование в речи фольклорных слов и выражений. Продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Материал для занятия.

Демонстрационный:

Выставка изделий гжельских мастеров.

Раздаточный:

Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя, голубая), кисточки для клея, клей.

Ход занятия.

Выставка гжельской керамики.

Сегодня я Вас приглашаю в сине-голубую сказку!

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней… синее.

Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. И стали они разукрашивать изделия всеми оттенками синего цвета. Подарила им цвета река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.

А что это были за изделия? (посуда).

Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту посуду?

Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая, словно сделана изо льда).

Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее.

Что? (правильно эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне).

А из чего сделана посуда? (из глины)

По сей день в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения требуется.

Я просила вас дома с родителями подобрать пословицы о труде.

Кто нам расскажет пословицу? (пословицы).

А сейчас мы с вами поиграем:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(я изображаю различные движения, а дети повторяют за мной).

Но больше всего полюбилась людям нарядная, затейливая посуда. Вот о ней я вам и загадаю загадки:

«Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри –

Угощение внутри»

(сахарница)

«Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако, это не река,

Зовут её… (тарелка)»

«В неё наливают,

И её выпивают»

(чашка)

«В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине»

(самовар)

А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке. Отгадать, что находится внутри, вы сможете задавая вопросы, я же вам буду отвечать «да» или «нет». Поиграем?

Это посуда?

Из неё пьют? (чайная)

Из неё едят? (столовая)

Она для красоты?

Правильно, это ваза!

«А и где же это видано? А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла.

Чтоб зимою в саду роза расцвела?

Так бывает или нет? (объясните, почему не бывает)

Глядя на нашу вазу, о чём можно сказать? (А и где же это видано…)

Что за цветок?

Какого он цвета?

Бывают ли синие розы?

Помогите мне составить небылицу. «А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтобы на тарелке голубая роза расцвела».

Давайте придумаем про это сказку. Ведь сине-голубая роза – сказочная. И попала

Она в Гжель сказочным путём. Но вот как?

Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу сказку. Только вот беда, начало у этой сказки есть, а конец придумайте сами.

«Жили-были в селе Гжели Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на службу царскую, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. Там и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и посуда Хохломская.

Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и хотел отблагодарить Ивана. А Иван в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. Так и оказалась роза вместе с Иваном в России.

Может быть Иван вернулся домой зимой?

Что с ней могло произойти?

Как поступила Марья, когда увидела розу?

Какой подарок они могли отправить царю заморскому?

Кто придумал сказку?

А теперь давайте попробуем сделать гжельскую розу. Пойдёмте в группу за столы. Там нам будет удобнее.

У вас на столах силуэты посуды, один на двоих. Мы с вами будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого синего лепестка есть голубой оттенок. У вас есть белая бумага, чтобы потренироваться.

Попробуйте, сделайте лепесток.

Получилось?

Молодцы!

Приступайте к работе.

Итог.

Как вы думаете, красивые гжельские розы у нас получились?

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?

Вам понравилось занятие?

Спасибо, занятие окончено.


«Аппликация из ткани» - Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок! Предметные: I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Сказки, рассказы… Сюжетные: «Всё что делаем мы сами Называем чудесами!». Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Аппликация из ткани. Изображающие узор или орнамент. 2. Если нужно инструмент передать другому.

«Аппликация из бумаги» - Основополагающий вопрос: Информационные ресурсы: Образовательная. Вопросы для закрепления. Простые аппликации. Подведение итогов. Обрывные аппликации. Какие виды аппликаций вы знаете? Коллажи. Необходимы осторожность, терпение и аккуратность. «Художественный дизайн». Развивать творческие способности.

«Городец» - Городецкий розан. Но для начала придётся просто копировать (повторять). Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Городец. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый. Использовано пособие: Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".

«Народный промысел гжель» - Последовательность выполнения росписи сахарницы. Забавные сувениры. Синева гжели. Элементы гжельской росписи. Освоение простых элементов росписи. Гжельская посуда. Гжельская керамика. Гжельские фигурки. Искусство гжели. Точки и прямые линии. Секреты таятся в самой природе. Гжельские орнаменты. Распиши вазу элементами гжельской росписи.

«Городецкий промысел» - Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. Очень похоже на выполнение купавки. Потом зеленым цветом рисуем листочки. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной отделки. Сверху большого кружка, рисуем маленький.

«Городецкая роспись» - Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. 4. На доске вывешены пословицы. Центр исполняют чистой краской, без белил. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

Ирина Сердюкова
«Цветы гжели». Конспект занятия по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной группе

«Цветы Гжели »

(Художественное творчество – аппликация )

Конспект занятия в подготовительной к школе группе .

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество » , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой .

Продолжать развивать интерес к методу обрывания.

Учить сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного узора.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству , уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными традициями Россию.

Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при выборе материала для выполнения аппликации .

Материалы и оборудование :

Изделия гжельских мастеров .

Фотоиллюстрации.

Листы бумаги в форме блюда, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов .

Цветная бумага .

Презентация «Гжель »

1. Организационный момент. (Сядет тот, кто город России назовет)

2. Рассказ о гжельской росписи .

(Показ презентации)

3. Рассматривание фотоиллюстраций.

4. Физминутка

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Разводят руки в стороны.

5. Практическая часть.

Этапы выполнения работы.

Постановка цели работы : Ребята, нам с вами нужно расписать изображенные на бумаге контуры цветов , но не с помощью кисти и красок, а с помощью цветной бумаги , используя технику выполнения мозаики обрыванием. При этом можно сочетать обрывание с вырезанием отдельных деталей для получения выразительного узора.

Выполнение работы по подгруппам .

6. Подведение итога занятия . Анализ выполненных работ.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: