Жизнь как ценность и драгоценный дар. Драгоценный дар - жизнь

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи:

  • раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
  • развитие потребности обрести смысл жизни;
  • воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Ход урока

1. Организационный момент, определение темы классного часа

(Чтение стихотворения под музыку учителем.) - Приложение 1

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

2. Сообщение темы урока « Жизнь- бесценный дар»

3. Беседа

В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь», « Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?

Что есть человеческая жизнь?

Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.

4. Знакомство со словарем

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»

(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)

- Какое определение вам ближе и почему?

Вывод : у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

5. Задание

Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.

В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.

Стихотворение написано на английском языке, необходимо перевести его.

Учащиеся читают стихотворение и работают над его переводом. Из предложенных вариантов выбираем лучший.

Life is a challenge, meet it.
Life is a duty, complete it.
Life is a game, play it.
Life is costly, care for it.
Life is wealth, keep it.
Life is mystery, know it.
Life is love, enjoy it.
Life is a promise, fulfill it.
Life is sorrow, overcome it.
Life is a song, sing it.
Life is a struggle, accept it.
Life is a tragedy, confront it.
Life is an opportunity, benefit from it.
Life is beauty, admire it.
Life is bliss, taste it.
Life is a dream, realize it.
Life is a challenge, meet it.
Life is an adventure, dare it.
Life is luck, make it.
Life is too precious, do not destroy it.
Life is life, fight for it.

Учитель знакомит учащихся с оригиналом перевода.

Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.

Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Надсон

6. Рассказ учителя

След на земле

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.

Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

Есть ли у тебя сын или дочь?

Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

Может быть, ты посадил дерево?

Нет не посадил я дерева.

Может быть, взлелеял поле?

Нет, не взлелеял поле.

Ну так значит, ты песню сложил?

Нет и песни я не сложил.

Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»

Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)

-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?

Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)

Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)

Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)

Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

7. Творческое задание

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.

Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе.

Учитель : Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)

8. Просмотр видеоролика « Мама хочется пить ». (Приложение 2)

9. Работа с эпиграфом

Что же самое главное для человека?

«А в жизни самое главное,
Наверное жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)

Согласны ли вы с этим?

Почему тема нашего урока называется Жизнь - бесценный дар?

Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит.

Вывод: (Н. Островский « Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.

Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь».

10. Итог урока

Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.

Уч-ся читает стихотворение.

Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте сметь!
Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а
не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино,
читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!

Учитель : наш урок мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь- основа жизни.

Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева

Примечание: при составлении урока использовались фрагменты урока:

  1. «Любовь к жизни» -классный час-размышление - учитель Игликова Клара Сарсенбаевна- учитель истории и обществознания с/ш № 29 г.Актобе.
  2. Интернет -ресурсы

01.06.2018 | сайт

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс. 89:12).

Наше время принадлежит Богу. Каждое мгновение нашей жизни принадлежит Ему, и нашей самой торжественной обязанностью является употребление этого дара для прославления Его имени. Ни об одном таланте, данном нам Богом, мы не должны будем дать Ему такого строгого отчета, как об употреблении дарованного нам времени.

Время бесценно. Христос считал каждый момент жизни драгоценным, так же должны относиться ко времени и мы. Жизнь слишком коротка, чтобы быть растраченной на пустяки. У нас есть совсем немного времени испытания, в течение которого нам предстоит подготовиться к вечности. У нас нет времени, чтобы тратить его попусту или посвящать его эгоистическим удовольствиям, нет времени, чтобы потворствовать греху. Именно теперь мы формируем наш характер для будущей вечной жизни. Только теперь можем мы подготовиться к будущему рассмотрению наших дел.

Человеческая семья, едва начав жить, стала сразу умирать… Человек, хорошо понимающий ценность времени как определенного ему для труда, приготовит себя к небесной обители, к жизни бессмертной. Такой человек оправдает свое рождение.

Дарованное нам время должно быть использовано с пользой. Но время, растраченное впустую, возместить невозможно. Мы не можем вернуть назад ни одного прожитого мгновения. Единственный путь, которым мы можем хоть как-то возместить убыток, - использовать оставшееся у нас время как можно лучше, став соработниками с Богом в осуществлении Его великого плана искупления…

Каждый прожитый нами миг отзывается какими-то последствиями в вечности. Мы должны пребывать в постоянной готовности откликнуться на призыв к служению. Кто знает, будет ли нам снова предоставлена возможность сказать слово жизни нуждающейся душе, возможность, которой мы располагаем сейчас, в данный момент. Бог может в любое время сказать человеку, которому мы не успели помочь: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20), и он окажется не готовым вследствие того лишь, что мы пренебрегли своей обязанностью. Какой отчет дадим мы в великий день суда? (Наглядные уроки Христа , с. 342, 343).

Жизнь как ценность...

"Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность."

Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

"Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье – абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.

Что же такое жизнь и что такое ценность?

Жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь – это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи.

До того как философы обратились к феномену жизни и попытались «выяснить, что можно назвать живым», в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни. «Где, часто спрашивал я себя, таится жизни начало?» - размышлял герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». «Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», - Т. Манн «Волшебная гора».

Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности.

«Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни, которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев). И все - таки человек живет, до конца борется с неизбежностью. Порой немыслимыми усилиями борется за свою жизнь, начинает ценить то, что раньше не замечал. Примеров тому множество.

Но жизнь не всегда являлась универсальной ценностью. В древнеиндийской культуре, где господствовала идея воскрешения души, люди стремились завершить очередное кармичекое существование и вернуться на землю в новом телесном облике, бросаясь под колесницы или в воды священного Ганга. В системе ценностей древней Японии честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали харакири.

В Новом Завете сказано, что сам человек и его земные интересы не представляют никакой ценности. Человек, по Библии, «раб Божий». Библия ориентирует человека на религиозную деятельность, которая направлена на осуществление религиозного смысла жизни – добиться бессмертия. Смысл жизни не в самой жизни, а вне ее, жизнь в реальном мире становится только этапом к жизни «вечной».

Но философы считают, что бессмертие – не универсальное благо.

«Мне как – то приснилось, что я никогда не умру,

И помнится мне, я во сне проклинал эту милость,

Как бедная птичка, что плачет в сосновом бору,

Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась».

/ В. Лифшиц /

Д.И. Дубровский: «Мы должны иметь мужество не строить себе иллюзий о возможности жизни после смерти в некотором потустороннем мире. Жизнь каждого из нас «дар случайный» - единственна, уникальна, неповторима, невозобновима. И это придает ей особую ценность, которая отличается от ценности ее при условии возможности потусторонней жизни, какого – либо способа продления жизни после смерти. При прочих разных условиях невозобновимое более ценно, чем возобновимое. Существенно различной становится в каждом случае и проблема смысла жизни».

Смысл жизни человека – это философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Это понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.

«Жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем ее смысл? В чем ее цель? – спрашивал В. В. Версаев. – Ответ только один: в самой жизни.
Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, - и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни – и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл?
Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться, любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем».

Итак,смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, а ценность его жизни – в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Я люблю жизнь и считаю ее самой высшей ценностью, которая дана человеку.

18.01.2014, 18:11 [#125754]

Вопрос: Если происходит постоянное обесценивание человеческой жизни, до чего мы дойдем?

Ответ: Ценность человеческой жизни заключается не в количестве людей на Земле, а в нашем отношении к каждому человеку. К сожалению, мы не чувствуем никакого ущерба от ухода человека из жизни. Даже свою собственную жизнь мы ценим намного меньше, чем стоило бы, потому что не видим в ней смысла.

Раньше уважалась жизнь. Уважалась смерть. Люди оплакивались. Ведь все это оценивается только человеком.

Сейчас, когда у нас есть возможности дать каждому долгую, относительно здоровую и обеспеченную жизнь, хорошо воспитать, поставить его на ноги, сделать из него наполненного, знающего жизнь человека, у нас пропало желание жить. Если бы мы откровенно поговорили со многими людьми на Земле, то они бы сказали: "Мы живем поневоле. Конечно, страшновато думать о том, чтобы лечь спать и не проснуться. Но если бы нам предложили такой безболезненный конец, мы бы согласились на это".

Множество людей в мире думают о никчемности своего существования, им не хочется переживать и чувствовать то, что сейчас ощущается ими как жизнь. Это говорит о переоценке .

Сегодня людей, страдающих от и принимающих антидепрессанты, переводят на легкие наркотики, которые постепенно легализуются, чтобы человек поддерживал себя в хорошем состоянии духа. Находясь "под кайфом", он не станет падать на руки общества, за ним не надо будет ухаживать и каким-то образом цивилизованно убивать. А наркотиками ты его убиваешь очень красиво.

Для элиты это самый лучший, самый дешевый, самый простой выход. Они уже победили промышленных гигантов по производству табака и сигарет, и решение о легализации наркотиков уже принято на следующем уровне.

Реплика: Но это же не исправление.

Ответ: У властей нет никаких инструментов и средств, чтобы исправлять человека, и во имя чего?! У них нет этой цели, нет ви́дения картины будущего. Они придут к необходимости исправления только тогда, когда, несмотря ни на что, у них не останется другого выхода.

Еще выходом для них может быть война, которая очистит Землю, оставив на ней один миллиард жителей и нормальную экологию. Для них это было бы, конечно, идеально, и они, несомненно, пошли бы на это, потому что самое главное им – властвовать в нормальном, благоустроенном мире. А сидеть наверху и управлять этим безумием нет смысла.

Но проблема в том, что сегодня в мире при раскрывающейся глобальной нельзя ничего предугадать, и каждый день обнаруживается, что у них остается все меньше и меньше власти.

Они не могут осознать, что в действительности нами управляет , которая представляет собой абсолютную отдачу и любовь, и проявляет свою противоположность, чтобы притянуть нас к себе, оттолкнуть от нашей нынешней эгоистической природы. Этого у них нет, потому они не понимают причины нынешнего .

Сильные мира сего считают современный кризис кризисом перепроизводства, и не понимают, что он вызван нисхождением на наш мир Высшей силы, ее приближением к нам. А она – абсолютное добро и любовь, и поэтому проявляется в наших эгоистических желаниях как противоположная нам сила. В итоге это должно вызвать в них осознание необходимости измениться. Но это осознание они могут получить от Высшей силы только через нас, а нас они пока не слышат.

Высшая сила, постепенно нисходящая в наш мир, заставляет нас видеть, что есть одно управление, одна цель, один путь, одно целенаправленное движение в природе. Но во многих еще не возникает вопрос: "Где эта целенаправленность? К чему она ведет? Каким образом?". Однако сегодня уже ухватывается, что это – одна сила, одна идея, это задано свыше, – всё это понятно, только не понятен еще сам процесс и осознание его цели.

Я думаю, что это дело ближайшего будущего. Нам надо очень постараться поскорее все объяснить массам. Это важнее, чем показать, что мы можем что-то исправить. Поэтому сейчас мы в основном занимаемся этим. Главное - !

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 19.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

    20.01.2014 в 18:40

    [ 12:56:36] Махмут Сабитов (Казань).
    Для чего дана нам жизнь? С какой целью мы пришли в этот мир? В чем смысл нашей жизни?
    В последние годы эти вопросы все больше волнуют нас, ведь наша земная жизнь конечна, и мы, естественно, хотим максимально использовать отпущенные нам годы.
    Человеку с детства внушают различные ценности в жизни, к которым он невольно устремляется, кто-то хочет стать богатым, кто-то знаменитым, а кто-то просто живет сегодняшним днем, особо не вдаваясь в смысл своего существования.
    Ведь нигде мы не находим прямых указаний, по которым мы должны спланировать свою жизнь, чтобы достичь определенной для каждого человека цели в жизни. Если бы это было так, то каждый мог бы заранее все предусмотреть и с максимальной для себя пользой использовать свою жизнь.
    На неживом, растительном и животном уровнях все предопределено, они выполняют заложенную природой программу, у них нет свободы воли. Эта свобода выбора дана только человеку, и он сам лично должен принять решение: как правильно использовать свою жизнь.
    На этот самый главный животрепещущий вопрос, который волнует в той или иной степени каждого человека, есть ответ в науке Каббала. Неслучайно именно в наше время каббала становится наукой жизни, инструкцией, по которой мы можем правильно спланировать свою жизнь и достичь цели творения.
    Владимир Алентьев (Салават).
    Сейчас для нас важно научиться правильно распространять МИВО, т.е. самим учиться и объединяться.
    Руслан Хамитов (Уфа).
    Для меня по-прежнему самое сложное - научиться видеть и чувствовать тот путь, через который я могу провести человека (тем более аудиторию) из его нынешнего состояния к ощущению потребности выстраивать интегральные взаимосвязи со своим окружением.
    Вадим Портнов (Казань).
    У молодежи сейчас нет смысла жизни, думаю даже, она страдает больше, чем взрослое поколение, поэтому наша роль - этот смысл им и всем остальным дать через методику объединения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: