Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся. Оценка качества образования Как проходит независимая оценка качества образования

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:


Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:


Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:


Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

Независимая оценка качества образования (НОКО) регламентирована в 95-й статье ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", где дано определение НОКО, определены ее участники и цели. Согласно данному закону НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В законе даны некоторые ограничения, например, возможность осуществлять НОКО только юридическим лицам. В данной работе НОКО рассмотрена в более широком смысле, как любая оценка качества образования, проводимая независимыми агентами .

Также Минобрнауки России утвердило "Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которые прописывают основных участников НОКО, рекомендации органам власти, образовательным организациям, процедуры ее проведения и некоторые другие аспекты.

Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

увеличения эффективности администрирования образования;

улучшение подготовки обучающихся;

изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;

популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;

увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.

НОКО реализуется через:

1. Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования

2. Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса

3. Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса

4. Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг

Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:

1. Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей)

a. для оценки текущего уровня освоения образовательных программ и изменения индивидуальных учебных планов;

b. для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:

a. анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих

b. оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;

c. определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг;

2. Заинтересованные организации: для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.

3. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги:

a. в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.

4. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений .

· создают условия для развития организаций ОКО и развития кадров для осуществления НОК подготовки обучающихся;

· координируют работу участников НОК подготовки обучающихся;

Образовательные организации: обеспечивают сбор требуемой информации и ее предоставление организации, осуществляющей НОКО; обеспечивают условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО; по результатам принятия участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся; обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах .

Рис. 1.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность НОКО, составленная Т.А. Мерцаловой. К сожалению, последние методические рекомендации, выпущенные органами власти, и опыт осуществления НОКО показывает, что роль общественности и независимых игроков крайне низкая. В регионах, на территории которых с 2007 г. создавались комплексные проекты модернизации образования, была хорошо развита именно ведомственная система оценки качества образования, успешно функционируют Центры оценки качества, Центры мониторинга образования, Центры экспертизы деятельности образовательных организаций и тому подобные организации.

Это приводит к тому, что конечные продукты НОКО часто не удовлетворяют потребностям референтных групп. Не секрет, что территориальная отдаленность служит ключевым фактором выбора школы. Исходя из этого утверждения получается, что рейтинг ТОП-500, ежегодно выпускаемый Минобрнауки России, не может удовлетворить запросы российских граждан. Например, жителю Алтайского края будет сложно выбрать школу через из него, потому что из более 800 школ региона в рейтинге за 2014-2015 учебный год представлено всего 4. При этом отсутствие детализированных и первичных данных не отвечают на запрос населения к информации об общем среднем образовании.

В итоге различные проблемы референтных групп (родители, бизнес, СМИ, общественные организации) остаются нерешенными.

Выбор школы, детского сада или вуза зачастую основывается на слухах, советах знакомых, на анонимных отзывах в интернете, нежели на изучении более качественной информации. В итоге из-за дефицита информации люди выбирали далеко не самые лучшие варианты получения образования.

Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают:

· "закрытые" данные, доступ к которым ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:

o информация государственного учета (статистического и административного);

o ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями;

o международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.);

· "открытые" данные

· неструктурированные данные:

o данные самих образовательных организаций;

o данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов) .

При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования - это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.

Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) - это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных .

Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:

Первый уровень: данные доступны в любом формате;

Второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);

Третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);

Четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);

Пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста .

Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор:

· возможность общественности вносить свой вклад в совершенствование результатов деятельности в сфере общественных услуг;

· прозрачность;

· создание новых продуктов;

· развитие общественных и государственных взаимосвязей ;

Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

Значение сферы профессионального образования для экономики любой страны чрезвычайно велико. Развитие торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического потенциала страны невозможно без главной ресурсной составляющей –высокопрофессиональных кадров. В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом международного опыта.

Многие вузы и ссузы страны имеют многолетнюю историю, десятилетиями складывающуюся культуру, традиции и образовательные технологии, позволяющие им сегодня предлагать рынку труда выпускников, компетенция которых превосходит зарубежных специалистов. Современные тенденции развития образования и рынка труда диктуют образовательным организациям требования по повышению качества и доступности профессионального образования. В условиях роста уровня контроля и требований к образовательным организациям со стороны государства, рынка труда и потребителей, демографического спада организациям образовательной сферы постоянно приходится доказывать свои преимущества.

Законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования - профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций.

На базе Русского Регистра функционирует агентство по оценке качества образования, которое предлагает услуги по оценке соответствия качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях, требованиям международных стандартов на системы менеджмента, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA, законодательным требованиям в области гарантий качества образования.

Русский Регистр предлагает образовательным организациям услуги в области независимой экспертизы качества образования:

  • сертификация соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • независимая экспертиза качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA , требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • оценка на соответствие менеджмента информационной безопасности, менеджмента IT-сервисов, необходимых при проведении НИР и ОКР,
  • сертификация интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. ENQA, профессиональных стандартов,
  • сертификации персонала (квалификаций),
  • интегрирование вышеуказанных процедур – возможность получить комплексную услугу, в т.ч. с использованием процедуры трансферта,
  • обучение сотрудников образовательных организаций.

Благодаря тому, что требования стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества коррелированны с требованиями европейских стандартов и рекомендаций к внутренней гарантии качества образования ENQA, Русский Регистр может провести совмещенную процедуру оценки качества образования.

Совмещенная процедура сертификации системы менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы и получить документы:

  • сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001;
  • свидетельство о профессионально-общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ.

Цели и принципы работы

В своей работе по оценке качества образования мы руководствуемся общепризнанными целями и принципами, сформулированными профессиональным сообществом и принципами гарантии качества в европейском образовательном пространстве.

Более подробно с Основными целями и принципами Русского Регистра по оценке качества образования Вы можете познакомиться в разделе сайта «Цели и принципы при оценке качества образования».

Основные документы

  • Правила и условия профессионально-общественной аккредитации
  • Форма отчета образовательной организации о самообследовании образовательной программы
  • Эксперты, участвующие в Программе по независимой оценке качества образования

Институциональный уровень оценки качества образования

Оценка качества образования на институциональном уровне в Русском Регистре предполагает:

  • независимую экспертизу качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента требованиям различных международных стандартов
  • сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. стандартов и рекомендаций ENQA.

Критерии оценки

  • Критерии оценки соответствия стандартам на системы менеджмента отражены в требованиях соответствующих стандартов.
  • Критерии оценки соответствия требованиям к внутренним системам гарантий качества образования отражены в стандартах и рекомендациях ENQA, часть 1.
  • Критерии экспертизы качества образования (системы гарантии качества образования) отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к системам гарантий качества образования, и предполагают оценку уровня зрелости системы гарантии качества образования.

Программный уровень оценки качества образования (профессионально-общественная аккредитация образовательных программ)

Оценка качества образования на программном уровне в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в целях профессионально-общественной аккредитации в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации”.

Критерии оценки

Критерии оценки образовательных программ отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации “Русский Регистр”, сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к качеству образовательных программ, и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы.

Реестр образовательных организаций, успешно прошедших оценку качества образования на институциональном уровне

Русский Регистр имеет многолетний опыт проведения работ по оценке качества образования на институциональном уровне, т.е. оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций.

В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и др.

Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию

В реестре образовательных организаций, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ более 200 образовательных программ, среди которых образовательные программы Курского государственного медицинского университета, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, Вологодского государственного университета.

  • Сведения об аккредитованных образовательных программах

Выгоды от услуги для образовательных организаций

  • Укрепление имиджа образовательной организации на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации и реализуемых основных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
  • Укрепление гарантий качества и повышение качества результатов обучения.
  • Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда.

Преимущества сотрудничества с Русским Регистром

  • Многолетний опыт проведения работ по оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет и др.
  • Русский Регистр включен в реестр аккредитующих организаций и организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ для целей профессионально-общественной аккредитации. Реестр сформирован в рамках автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемой в Российской Федерации.
  • Русский Регистр является полноправным членом Международной Сети Агентств Гарантий Качества в Высшем Образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in HigherEducation) и Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific QualityNetwork), а также имеет аффилированный статус в Европейской Ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – всемирных ассоциаций, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
  • Русский Регистр включен в APQR – Реестр агентств Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN). Реестр агентств APQR учрежден Азиатско-Тихоокеанской сетью по качеству образования (APQN) и является реестром агентств внешней гарантии качества, которые демонстрируют свою деятельность, как соответствующую определенному уровню зрелости по критериям APQR, что подтверждается через независимую внешнюю экспертную оценку агентств.
  • Русский Регистр имеет двусторонние соглашения с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation), Агентством по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education), являющимися полными членами ENQA, и Открытым университетом Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland), который аккредитован зарубежными организациями, имеющими аффилированный статус в ENQA.
  • Полномочия от Российского союза промышленников и предпринимателей в области оценки качества образования.
  • Возможность получить комплексную услугу путем совмещения процедур по независимой экспертизе качества образования, что позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы.
  • Единственный орган по сертификации (среди национальных и зарубежных), предлагающий на российском рынке уникальный набор международных, национальных и отраслевых аккредитаций и нотификаций, и обеспечивающий клиентам полное признание, как в России, так и во всем мире. На сегодняшний день клиентами Русского Регистра являются более 4000 организаций, которые расположены на территории России, СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.
  • Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями, положительной практикой многолетней деятельности. На базе Русского Регистра подготовлено более 100 экспертов по оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
  • Обширная сеть официально зарегистрированных представительств Русского Регистра позволяет минимизировать затраты образовательных организаций на командировочные расходы экспертов, оперативно согласовывать рабочие вопросы, обеспечивать методической и информационной поддержкой, привлечь квалифицированных аудиторов ближайшего из филиалов или представительств, находящихся не только на территории РФ и СНГ, но и за рубежом.
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» сотрудничает с Общероссийскими отраслевыми объединениями работодателей «СоюзМаш России» и «ЖЕЛДОРТРАНС» по вопросу процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Партнеры

Партнеры на национальном уровне:

  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс»;
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «СоюзМаш России»;
  • Региональное объединение работодателей « Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области»;
  • Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области;
  • Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Ростовской области»;
  • Союз «Волгоградская торгово - промышленная палата»;
  • Торгово – промышленная палата г. Кронштадта;
  • Общероссийская общественная организация «Российская медицинская ассоциация»;
  • Общероссийская общественная организация «За качественное образование»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»;
  • ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
  • АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС».

Партнеры на международном уровне:

  • Международная сеть агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education);
  • Азиатско-Тихоокеанская сеть по качеству образования (APQN – Asia-Pacific Quality Network);
  • Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance in Higher Education);
  • Независимое агентство аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating, Kazakhstan);
  • Немецкое агентство FIBAA (FIBAA – Foundation for International Business Administration Accreditation, Germany;
  • Агентство по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education, Croatia);
  • Открытый университет Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland).

Прозрачность и октрытость работы - залог эффективной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Процедура независимой оценки качества в сфере образования (далее - НОКО) проводится для , повышения качества образования, улучшения воспитательно-образовательной сферы в целом.

Зачастую независимая оценка качества образования образовательных организаций проводится, опираясь на ряд показателей, позволяющих сделать вывод о качестве и перспективах образовательной деятельности.

Показатели Сведения Подробнее
Общие показатели ДОУ Основная информация о детском саде Месторасположение, контактные телефоны, официальный сайт
Данные о педагогическом коллективе детского сада и его руководстве Контактные телефоны, адреса электронной почты
Сведения о взаимодействии с получателями образовательных услуг Контактная информация органов управления системой дошкольного образования на местном, региональном и федеральном уровнях, органах надзора
История обращений граждан - получателей образовательных услуг Данные о рассмотрении жалоб и предложений, поступивших по электронной почте или телефону
Показатели, касающиеся комфортности условий обучения Информационное оснащение и материально-техническая база детского сада Самоанализ обеспечения ДОУ
Организация питания детей, оценка условий для укрепления и охраны детского здоровья Самообследование состояния пищеблока и система общественного питания, применения здоровьесохраняющих технологий
Индивидуальная работа с детьми Программа инструктора по физвоспитанию, музрука и педагога допобразования.
Внедрение дополнительных образовательных программ Проведение самообследования с последующим анализом
Наличие условий для стимулирования интересов и развития творческих способностей детей Проведение самообследования с последующим анализом
Условия для оказания социальной, медицинской и психолого-педагогической помощи детям
Показатели, касающиеся педколлектива Уровень компетентности, вежливости и доброжелательности младшего и старшего педагогического коллектива
Показатели, касающиеся удовлетворенности работой ДОУ Оценка уровня удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг на основании анкетирования родителей и законных представителей воспитанников

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Системные требования к оценке включают такие составляющие, как

  1. объект оценки - качество работы организации;
  2. критерии эффективности работы организаций;
  3. публичные рейтинги, как форма представления результатов оценки.

Система критериев и показателей НОКО - это инструменты системы НОК, позволяющие измерять качество услуг.

В соответствии с федеральным законодательством показатели оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования определены приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены заместителем Министра образования и науки РФ А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

Обучающимися и их родителями (законными представителями)

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность

  • в целях оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

Заинтересованными организациями

для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность

в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

Федеральными и региональными органами исполнительной власти

Показатели характеризуются следующими признаками:

1. Цель измерения;

2. Интерпретация показателя;

3. Типы организаций;

4. Шкала и единица измерения показателя;

5. Предельный интервал значений показателя;

6. Наличие и принципы установления целевого или нормативного значения показателя.

Отправная точка при разработке показателей НОК — изучение нормативной правовой базы, в том числе отраслевой, с целью установления требований к качеству предоставления услуг, включая условия предоставления услуг.

Возможными вариантами применения показателей оценки являются:

  • построение рейтинга (рэнкинга) оцениваемых объектов;
  • расчет интегрального индекса по совокупности показателей (агрегирование показателей);
  • сравнение оцениваемых объектов по одному из показателей оценки;
  • оценка соответствия заданным требованиям, в том числе нормативным;
  • качественная характеристика (описание деятельности) оцениваемого объекта с использованием соответствующих показателей.

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2 статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений»);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р «О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;

Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р».

Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов» (рекомендуется использовать в качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации).

Общие критерии НОК

1. Открытость и доступность информации об организации

Данный критерий означает возможность получения гражданами требуемой информации об организации в удобной форме и с понятным содержанием.

Показатели критерия

1 . Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) (для государственных (муниципальных) организаций - информации, размещенной в том числе на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru)

2 . Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации

3 . Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации

4 . Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).

Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов). Разработкой методики и инструментария проведения оценки занимается организация-оператор.

2. Комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения

Данный критерий определяются уровнем материально-технического обеспечения организации; территориальным расположением организации, в том числе относительно остановок общественного транспорта; перечнем предоставляемых услуг и используемыми технологиями их предоставления; удобством организации внутреннего пространства, где предоставляются услуги; условиями, созданными для людей с ограниченными возможностями и прочим.

Показатели критерия

1 . Материально-техническое и информационное обеспечение организации.

2 . Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

3 . Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

4 . Условия для индивидуальной работы с обучающимися.

5 . Наличие дополнительных образовательных программ.

6 . Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

7 . Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов).

3. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации

Данный критерий предполагает оценку профессиональных и личностных качеств работников организаций социальной сферы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: