Сатира. М

САТИРА В ПОВЕСТИ М. БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»

Повесть «Роковые яйца» представляет собой антиномичное сочетание утопии и антиутопии, в которое автор ввел памфлетно-пародийное и универсально-символическое, мифологическое начало. Принцип мысленного социально-философского эксперимента, основанного на научно-фантастической мотивировке и вырастающего в ироническую утопию, т.е. в антиутопию, Булгаков соединил с аллюзионно-памфлетной и философской сатирой на конкретные явления и коллизии современной революционной действительности. сатира булгаков повесть

В соответствии с утопическим сюжетом действие повести, написанной в 1924 г., экстраполируется на несколько лет вперед и происходит в Республике Советов 1928-1929 гг. В основе повествования лежит научно-фантастическое предположение. Суть его сводится к следующему. Строгий кабинетный ученый профессор Персиков обнаружил в своей лаборатории диковинный «луч жизни», вызывающий бурный рост и размножение простейших организмов. Открытие Персикова совпало с куриным мором в стране. Профессор желал одного - спокойно продолжить неоконченные опыты, но реклама сделала свое дело, и некий ретивый коммунист по имени Рокк загорелся идеей использовать «луч жизни» для быстрейшего восстановления «куроводства». В результате ошибки в совхоз к Рокку попали не куриные яйца, а яйца змей и крокодилов. Катастрофически заканчивается «опыт» Рокка. Под «лучом жизни» вывелись гигантские змеи, сожравшие сотрудников опытной станции и двинувшиеся несметными стаями на Москву. И только чудом ударивший в августе мороз убил гадов и обезвредил колоссальные кладки яиц.

Ну разве эта борьба за выживание не напоминает революционную борьбу, в которой нет места жалости и в которой победившие начинают бороться уже друг с другом за большее влияние и власть? «Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья, и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны» [Булгаков, т.2, 1989].

В центре повести стоит традиционный образ чудака-учёного, теоретика, всецело погружённого в свои научные исследования, далёкого от реальной действительности и не понимающего её. Эта его оторванность от реальной повседневной жизни становится одной из причин трагического развития событий. В этой связи обращают на себя внимание черты сходства Персикова с Лениным, которые придаёт Булгаков своему персонажу, причём аналогия эта проводится в самом начале. Во-первых, совпадает возраст, а во-вторых, наличествуют и черты портретного сходства: «16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошёл в свой кабинет, помещавшийся в зооинституте, что на улице Герцена. Профессор зажёг верхний матовый шар и огляделся.

Ему было ровно 58 лет. Голова замечательная, толкачом, лысая, с пучками желтоватых волос, торчащими по бокам» [Булгаков, т.2, 1989]. Действительно, через неделю после начала описываемых событий Ленину должно было исполниться ровно 58 лет. В этом отношении любопытна и ещё одна художественная деталь: своеобразное косвенное указание на «картавость» Ленина, искажённое её написание в газете: «…На 20-й странице газеты «Известия» под заголовком «Новости науки и техники» <…> появилась короткая заметка, трактующая о луче. Сказано было глухо, что известный профессор IV университета изобрёл луч, невероятно повышающий жизнедеятельность низших организмов, и что луч этот нуждается в проверке. Фамилия, конечно, была переврана, и напечатано: «Певсиков» [Булгаков, т.2, 1989].

Аллегория Булгакова становится более чем очевидной: открытия учёного-теоретика, легкомысленно применённые на практике, дали непредвиденные и трагические результаты. Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, становились у Булгакова аналогией социального эксперимента, проводимого большевиками над Россией.

Революционный процесс, как утверждает Булгаков, не всегда идет на пользу народу и приносит ему благо. Он может быть чреват катастрофически тяжелыми для общества последствиями, потому что пробуждает огромную энергию не только в честных, мыслящих людях, сознающих свою огромную ответственность, но и в людях недалеких, невежественных, таких, как Александр Семенович Рокк.

Гротескно само появление этого персонажа: сторож Панкрат докладывает Персикову, к которому он относится как к божеству, о том, что к нему пришёл Рокк. Своеобразная «перевёрнутость» ситуации -- рок, являющийся к Богу, -- рождает в этом месте комический эффект, который в сочетании с трагическими событиями, развёртывающимися впоследствии, создаст гротескный образ. Сам внешний облик Рокка подан в повести как олицетворение эпохи военного коммунизма, времени абсолютно чуждого и враждебного Булгакову и олицетворяющему для него сущность пролетарской революции: «Он был страшно старомоден. В 1919 году этот человек был бы совершенно уместен на улицах столицы, он был бы терпим в 1924 году, в начале его, но в 1928 году он был странен. В то время как наиболее даже отставшая часть пролетариата -- пекаря -- ходили в пиджаках, когда в Москве редкостью был френч -- старомодный костюм, оставленный окончательно в конце 1924 года, на вошедшем была кожаная двубортная куртка, зелёные штаны, на ногах обмотки и штиблеты, а на боку огромный старой конструкции пистолет маузер в жёлтой битой кобуре» [Булгаков, т.2, 1989]. Любопытно, что, по словам повествователя, этот человек был бы терпим именно в начале 1924 года. Скорее всего мы имеем недвусмысленное указание Булгакова на время смерти Ленина, и, следовательно, Рокк олицетворяет здесь ленинскую эпоху, ушедшую, как кажется автору, в безвозвратное прошлое.

Гениальный профессор Персиков покорно отдает свой замечательный «луч жизни» в руки почти первого попавшегося проходимца, невежественного и необразованного, но имеющего соответствующую «бумагу» с подписями и печатями, а сам после этого высокомерно «умывает руки», совсем как Понтий Пилат. В руках решительного Рокка «луч жизни» превращается в источник смерти для тысяч людей, в том числе и для самого профессора. Его «невмешательство» приводит к страданию и смерти людей, и именно этого не мог простить Булгаков своему герою.

Отношением Булгакова к коммунистической идеологии является и спародированный им «Интернационал», гимн партии большевиков, бывший в то время и государственным гимном советской России. В эпизоде, рисующем проводы конной армии, отправляющейся на борьбу с пресмыкающимися, звучат слова песни, которую поют бойцы, причём пение названо глухим и щиплющим сердце.

…Ни туз, ни дама, ни валет,

Побьём мы гадов, без сомненья

Четыре сбоку -- ваших нет… [Булгаков, т.2, 1989]

Перед нами очевидное пародирование слов «Интернационала».

Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог, ни царь и ни герой.

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Не оставляет никаких сомнений, что Булгаков намеренно соединяет образы партийного гимна со стилистикой и образами блатных песен, выражая тем самым отношение к коммунистической доктрине.

Художественный аллегоризм повести приобретал откровенно сатирический характер, так что напечатание «Роковых яиц» в 1925 году следует считать чудом и недоразумением.

М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский

Андрей Сахаров

Цели урока:

    показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова , вызвать интерес к личности и творчеству писателя ;

    раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении , помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;

    развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;

    продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное , излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект .

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.

2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.

3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Образовательные ресурсы: Литературный диктант , лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. Бортк О «Собачье сердце».

I.

1 этап

1 . Организационный момент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),

познакомимся с его непростой и трагической судьбой).

Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)

Целеполагание.

Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. (см. эпиграф), + (Кл. доска)

Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.

1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова (№2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118

- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

(Известные произведения Булгакова : « Мастер и Маргарита », « %A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B », « %97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B », « %A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B », «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).

Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург

В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.

Его не печатали , пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.

Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A , %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A" осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1956 годах. ). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза , унаследованного от отца). (№3см. фильм с 00.51).

Ограбленный до нитки, отлуч Е нный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.

Таким был М. А. Булгаков . Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне…

2. Блиц-опрос

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

III. этап Аналитическая беседа .

2. Сатира писателя

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.

Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

    Юмор - добрый смех.

    Ирония – насмешка.

    Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

    Гиперболизм - преувеличение

    Гротескность – соединение фантастического и реального

    Контраст – противопоставление

Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г ., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.

Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.

Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем ? сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).

- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла , нравственности и аморальности , свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими )

- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического , чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент . Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична . Люди превращены в серую, однородную, безликую массу . Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения .)

Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? ( «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925).
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.

До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.

Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? ( Октябрьскую революцию 1917 года ) . ( Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0 1 0 1 0 1 0 0 - Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция , иные названия: «октябрьский переворот» %E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F" ] , «Октябрьское восстание», «большевистский переворот» ) - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D% , литературы и искусства.

Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране .

А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к

неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.

Андрей Сахаров

Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?

(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A %A%D%B%D%B%D%B%D -теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A , был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B . Лауреат %D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B ). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.

20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.

В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»

Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата : «Что есть истина?»

Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы :

1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.

2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.

3.Проблема человеческого самоуправления.

Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.

А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Литературная викторина.

Повесть «Собачье сердце»

2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

Повесть «Роковые яйца»

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

5. Каковы были последствия неожиданного мороза?

1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.

Учитель:

Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? ( А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).

Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?

Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.

1 . Выступление учащегося с индивидуальным з аданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.

« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».

Таково гениальное открытие профессора Персикова , которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.

Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году ( 1987г. напечатана ). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́ ) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности - фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).

2. Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».

( Гипо́физ - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию )».

Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря , а 2 января , записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».

Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».

Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?

- Какова же с удьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?

К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.

Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.

Люди вылетали из дверей, завывая:

Бей его! Убивай!..

Мирового злодея!

Ты распустил гадов!

Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке , сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».

Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.

Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.

2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.

- А что же случилось с действительным Шариковым?

Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.

И вот Шарик превращается в Шарикова.

    Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

    Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД . Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар… (№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).

Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?

оступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения . Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба . Он действительно опасен ( №7 . См . слайд- фильм Бенефис Шарикова… ); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.

Учитель : Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.

Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.

В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»

Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.

3. Проблема человеческого самоуправления

Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».

20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу : там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.

Вопрос : Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?

Умный профессор Преображенский это понял (№8 См . слайд- фильм); 35.32-37.17.

А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.

Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9 . См . слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак… ); 38.18 – 38.51.

Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10 . См . слайд- фильм … Разруха…гл.3)+

Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11 . См . слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17

Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».

Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах : « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».

Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.

Вывод:

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития.

Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях , а особенно « кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина , выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.

К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...

В.Я. Лакшин

Ресурсный материал к уроку

Литературная викторина по повести «Роковые яйца»

1. Какая фамилия у главного героя?

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?

а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться

б)Он находит противоядие от рака

в)Ему удалось клонировать овцу

3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?

а)Они гораздо медленнее стареют

б)У них повышается выносливость

в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей

4. Что тем временем происходит в СССР?

а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают

б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах

в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни

5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?

а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы

б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца

в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются

6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?

а)Все камеры одновременно выходят из строя

б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду

в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца

7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?

а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить

б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве

в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь

8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?

а)Полчища монстров напали на Москву

б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз

в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий

9. Каковы были последствия неожиданного мороза?

а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах

б)Он погрузил монстров в анабиоз

в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили

10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?

а)Ее продают за границу за огромные деньги

б)Луч больше никому получить не удается

в)Луч начинают использовать в военных целях

Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»

I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

    Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).

    Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)

    Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).

    Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)

II. Повесть «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)

2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.

(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)

3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)

7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)

8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размышления М. Булгакова в повести "Роковые яйца"

Быть человеком, иметь столь высокий статус - это значит чувствовать ответственность перед своими поступками и не отпускать мысли о последствиях. Михаил Булгаков создал антиутопию «Роковые яйца» с целью предостеречь людей от ошибок. Писатель ловко чередует в фантастическом произведении сатиру, иронию и философские выводы.

Со строк повести становится ясно, что М.Булгаков главной темой определяет ответственность. Персиков, интеллигент, образованный человек, открывает «красный луч», который способствует активному размножению организмов, а их размеры достигают гигантских. В то же время страна терпит куриный мор, уничтоживший всех кур. Правительство находит решение проблеме в эксперименте зоолога и просит его о помощи. Булгаков обращает наше внимание на то, что препараты Персикова оказываются в руках невежественных и недальновидных людей, что влечёт за собой катастрофические последствия. Из этого можно сделать следующие выводы: нельзя приниматься за дело необдуманно, а тем более вмешиваться в природу человека. Природа человека - это субстанция, в которую нельзя вторгаться. булгаков антиутопия сатира философский

Такое вторжение приводит к гибели. Необъяснимые явления в повести, главным образом восемнадцати градусный мороз в середине августа, чётко дают нам понять, что природа значительно сильнее нас, и ни красная армия, ни другие войска не спасут человечества от её сетей. Сама композиция произведения пропитана парадоксальным явлением. Герои, следуя добрым побуждениям, хотели сделать как лучше - развести кур и предоставить всей стране пропитание, однако получилось наоборот. Рокк, в руки которого попали препараты профессора, является лишь смелым экспериментатором.

Он не имеет нужных знаний, которые послужили бы достижением положительных результатов, однако это его не останавливает. Спешность эксперимента и негативные отзывы от зарубежных стран оказываются сильнее, и герой идёт наперекор природе. Из-за его невежества из яиц появляются чудовища, которые уничтожали всё вокруг. Невозможность их установить, приводит к убийству учёного. В повести присутствует ещё одна сюжетная линия. Булгаков пародийно повторяет путь наполеоновского нашествия. Змеи олицетворяют французов, которые некогда наступали на Москву. Автор в «Роковых яйцах» сумел отобразить и время, и тона, и картины, которые отпечатались на страницах истории после наполеоновских сражений.

Булгаков хочет обратить наше внимание на невозможность изменения хода эволюции. Он показывает, что планируя будущее, нам приходиться жить только в настоящем. Люди строят «новую идеальную жизнь», будучи уверенными, что она будет намного лучше, но, к сожалению, забывают о том, что светлого будущего не может быть при отсутствии здравого мышления и осмысленности всех последствий. Природа не допустит того, чтобы кто-то вершил судьбы людей, не имея на то права.

Подвести итог я хочу словами, с точностью сказанными Силованом Рамишвили: «Самую большую ошибку люди совершают тогда, когда желанное представляют реальностью». Данное высказывание как нельзя лучше отражает суть повести «Роковые яйца», ведь человек наделён разумом, который должен предостерегать от подобных трагедий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Ахматова как "голос стомильонного народа" в годы тотального молчания. Патетика и глубокая трагичность ее произведений. Фантастические повести Булгакова как "злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность".

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Сатира Булгакова 1920-х годов: фельетон 1922-1924 гг., ранняя сатирическая проза, специфика предупреждающей сатиры.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.

«Роковые яйца» (1924) - повесть, написанная М. А. Булгаковым в особенный период культурной жизни страны. Тогда многие произведения создавались только для того, чтобы мотивировать широкий круг населения на выполнение задач, необходимых выживания страны в критических условиях. Поэтому появилось множество разных авторов-однодневок, творения которых не задерживались в памяти читателей. На поток было поставлено не только искусство, но и наука. Тогда все передовые изобретения шли на службу промышленности и сельскому хозяйству, повышая их эффективность. Но научная мысль со стороны советской власти подвергалась идеологическому контролю, который (в том числе) высмеивает Булгаков в «Роковых яйцах».

Повесть создана в 1924 г., а события в ней разворачиваются в 1928 году. Первая публикация состоялась в журнале «Недра» (№6, 1925 г.). Работа имела разные названия - сначала «Луч жизни», кроме того, было ещё одно - «Яйца профессора Персикова» (смысл такого названия заключался в сохранении сатирического тона повести), но из этических соображений это название пришлось изменить.

Центральная фигура повести - профессор Персиков, отдалённо содержит в себе некоторые черты реальных прототипов - братьев-врачей Покровских, родственников Булгакова, один из которых жил и работал на Пречистенке.

Кроме того, в тексте не просто так упоминается Смоленская губерния, в которой разворачиваются события «Роковых яиц»: Булгаков работал там врачом и ненадолго приехал к Покровским в московскую квартиру. Положение советской страны в период военного коммунизма тоже родом из реальной жизни: тогда бывали перебои с продовольствием из-за нестабильной социально-политической обстановки, в управленческих структурах из-за непрофессионализма случались беспорядки, а новая власть пока ещё не справлялась полностью с контролем над общественной жизнью.

Булгаков в «Роковых яйцах» высмеивает как культурное, так и социально-политическое положение страны после революционного переворота.

Жанр и направление

Жанр произведения «Роковые яйца» - повесть. Для него характерны минимальное количество сюжетных линий и, как правило, сравнительно небольшой объём повествования (относительно романа).

Направление - модернизм. Хоть события, изложенные Булгаковым, фантастичны, действие происходит в реальном месте, персонажи (не только профессор Персиков, но и все остальные) тоже вполне жизнеспособные граждане новой страны. Да и научное открытие не является сказочным, у него лишь фантастические последствия. Но в целом повесть реалистична, хотя некоторые её элементы окрашены гротескно, сатирически.

Такое сочетание фантастики, реализма и сатиры характерно для модернизма, когда автор ставит смелые эксперименты над литературным произведением, обходя устоявшиеся классические нормы и каноны.

Само по себе модернистское направление появилось в особых условиях общественно-культурной жизни, когда прежние жанры и направления начинали устаревать, а искусство требовало новых форм, новых идей и способов выражения. «Роковые яйца» - как раз такое произведение, которое отвечало модернистским требованиям.

О чём?

«Роковые яйца» - повесть о гениальном открытии учёного - профессора зоологии Персикова, которое закончилось плачевно, как для окружающих, так и для самого учёного. Герой в своей лаборатории открывает луч, который можно получить только при особой комбинации зеркальных стёкол с пучками света. Этот луч влияет на живые организмы так, что они увеличиваются и начинают размножаться со сверхъестественной скоростью. Профессор Персиков и его ассистент Иванов не торопятся выпускать своё открытие «в свет» и считают, что ещё нужно поработать над ним и провести дополнительные эксперименты, так как последствия могут быть неожиданными и даже опасными. Однако сенсационная информация о «луче жизни» быстро проникает в прессу, записанная полуграмотным, но бойким журналистом Бронским, и, наполненная ложными, непроверенными фактами, распространяется в обществе.

Открытие против воли учёного становится известным. Персикова на московских улицах донимают журналисты, требуя рассказать об изобретении. Работать в лаборатории становится невозможно из-за шквала сотрудников прессы, приходит даже шпион, который за пять тысяч рублей пытается выведать у профессора тайну луча.

После этого дом и лабораторию Персикова охраняет НКВД, не впуская журналистов и таким образом обеспечивая профессору спокойную рабочую обстановку. Но скоро в стране случается эпидемия куриной инфекции, из-за которой людям категорически воспрещено есть кур, яйца, торговать живыми курами и куриным мясом. Создана даже чрезвычайная комиссия по борьбе с куриной чумой. Но в обход закона всё равно кто-то продаёт курятину и яйца, и вскоре за покупателями этой продукции приезжает «скорая».

Страна взволнована. По случаю эпидемии создаются злободневные произведения, отвечающие сиюминутным настроениям публики. Когда она начинает спадать, к профессору Персикову с особым документом из Кремля является заведующий показательным совхозом по фамилии Рокк, который при помощи «луча жизни» намерен возобновить куроводство.

Документ из Кремля оказывается распоряжением проконсультировать Рокка в использовании «луча жизни», и тут же раздаётся звонок из Кремля. Персиков категорически против того, чтобы использовать ещё не изученный до конца луч в куроводстве, но ему приходится отдать Рокку камеры, с помощью которых можно получить желаемый эффект. Герой увозит камеры в совхоз в Смоленской губернии и заказывает куриные яйца.

Вскоре в заграничной упаковке приходит три ящика яиц, необычных на вид, пятнистых. Рокк кладёт полученные яйца под луч и велит сторожу следить за ними, чтобы вылупившихся цыплят никто не украл. На следующий день обнаруживаются скорлупки от яиц, а цыплят нет. Завхоз винит во всём сторожа, хотя тот клянётся, что внимательно наблюдал за процессом.

В последней камере яйца ещё целы, и Рокк надеется, что хотя бы из них вылупятся цыплята. Он решил сделать перерыв и идёт с женой Маней купаться на пруд. На берегу пруда он замечает странное затишье, а затем на Маню кидается огромных размеров змея и поглощает её прямо на глазах у мужа. От этого он седеет и почти впадает в безумие.

До ГПУ доходит странная весть, что в Смоленской губернии творится что-то странное. Два агента ГПУ - Щукин и Полайтис отправляются в совхоз и застают там обезумевшего Рокка, который не может ничего толком объяснить.

Агенты обследуют здание совхоза - бывшую усадьбу Шереметева, и находят в оранжерее камеры с красноватым лучом и полчища огромных змей, рептилий и страусов. Щукин и Полайтис погибают в схватке с чудищами.

В редакции газет приходят странные сообщения из Смоленской губернии о непонятных птицах размером с коня, огромных рептилиях и змеях, а профессор Персиков получает ящики с куриными яйцами. В то же время ученый и его ассистент видят лист с экстренным сообщением об анакондах в Смоленской губернии. Тут же выясняется, что заказы Рокка и Персикова перепутали: завхоз получил змеиные и страусовые, а изобретатель куриные.

Персиков к тому времени изобретает специальный яд для умерщвления жаб, который потом пригождается для борьбы с огромными змеями и страусами.

Отряды Красной Армии, вооружённые газом, борются с этим бедствием, но Москва всё равно встревожена, и многие собираются бежать из города.

Обезумевшие люди врываются в институт, где работает профессор, разрушают его лабораторию, виня его во всех бедах и думая, что это он выпустил огромных змей, убивают его сторожа Панкрата, экономку Марью Степановну и его самого. Затем они поджигают институт.

В августе 1928 года внезапно наступает мороз, который губит последних змей и крокодилов, не добитых специальными отрядами. После эпидемий, которые были вызваны гниением трупов змей и людей, пострадавших от нашествия рептилий, к 1929 году наступает обычная весна.

Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову - ныне ординарному профессору.

Главные герои и их характеристика

  1. Владимир Ипатьевич Персиков - гениальный учёный, профессор зоологии, открывший уникальный луч. Герой выступает против использования луча, потому что его открытие ещё не проверено и не исследовано. Он осторожен, не любит излишней суеты и считает, что любое изобретение требует многолетних испытаний перед тем, как наступит пора для его эксплуатации. Из-за вмешательства в его деятельность работа всей его жизни погибает вместе с ним. Образ Персикова символизирует гуманизм и этику научного мышления, которым суждено погибнуть в условиях советской диктатуры. Одинокий талант противопоставляется непросвещенной и ведомой толпе, что не имеет собственного мнения, черпая его из газет. По Булгакову, невозможно построить развитое и справедливое государство без интеллектуальной и культурной элиты, которую изгнали из СССР глупые и жестокие люди, не имеющие ни знаний, ни одаренности, чтобы построить страну самостоятельно.
  2. Пётр Степанович Иванов - ассистент профессора Персикова, который помогает ему в его экспериментах и восхищается его новым открытием. Однако он не такой талантливый учёный, поэтому ему не удаётся получить «луч жизни» после гибели профессора. Это образ приспособленца, который всегда готов присвоить достижения действительно значимого человека, даже если придется перешагнуть через его труп.
  3. Альфред Аркадьевич Бронский - вездесущий, быстрый, ловкий журналист, полуграмотный сотрудник многих советских журналов и газет. Первым проникает в квартиру Персикова и узнаёт о его необычном открытии, затем распространяет эту новость повсюду против воли профессора, преукрашивая и искажая факты.
  4. Александр Семёнович Рокк - бывший революционер, а ныне заведующий совхозом «Красный луч». Необразованный, грубый, но хитрый человек. Он посещает доклад профессора Персикова, где тот рассказывает об открытом им «луче жизни», и ему приходит в голову идея восстановить после эпидемии популяцию кур при помощи этого изобретения. Рокк в силу неграмотности не осознаёт всей опасности такого нововведения. Это символ нового типа людей, скроенного по мерилам новой власти. Несамостоятельный, глупый, трусливый, но, что называется, «пробивной» гражданин, который играет только по правилам советского государства: бегает по инстанциям, добивается разрешений, всеми правдами и неправдами пытается подстроиться под новые требования.

Темы

  • Центральная тема - неосторожность людей в обращении с новыми научными изобретениями и непонимание опасности последствий такого обращения. Люди вроде Рокка мыслят узко и хотят добиться цели любыми средствами. Им наплевать, что будет после, их интересует только сиюминутная выгода от того, что может обернуться крахом завтра же.
  • Вторая тема - социальная: неразбериха в управленческих структурах, из-за которой может произойти любое бедствие. Ведь если бы необразованный Рокк не был допущен заведовать совхозом, катастрофы не произошло бы.
  • Третья тема - безнаказанность и огромное влияние средств массовой информации, безответственных погоне за сенсациями.
  • Четвёртая тема - невежество, которое вылилось в непонимание многими людьми причинно-следственной связи и нежелание в ней разбираться (они обвиняют в наступившем бедствии профессора Персикова, хотя на самом деле виноват Рокк и власти, которые ему содействовали).

Проблематика

  • Проблема авторитарной власти и ее губительного влияния на все сферы общества. Наука должна быть отделена от государства, но это было невозможно в условиях советской власти: искаженная и упрощенная наука, подавляемая идеологией, демонстрировалась всем людям при помощи газет, журналов и других средств массовой информации.
  • Кроме того, в «Роковых яйцах» обсуждается социальная проблема, которая заключается в неудачной попытке советского строя совместить научную интеллигенцию и остальные слои населения, далёких от науки вообще. Не зря в повести показано, как сотрудник НКВД (фактически представитель власти), охраняющий Персикова от журналистов и шпионов, находит общий язык с простым и безграмотным сторожем Панкратом. Автор подразумевает то, что они с ним на одном интеллектуальном уровне: разница лишь в том, что у одного есть особый значок под воротником куртки, а у другого нет. Автор намекает на то, насколько несовершенна такая власть, где недостаточно образованные люди пытаются контролировать то, в чем сами толком не разбираются.
  • Немаловажная проблема повести - безответственность тоталитарной власти перед обществом, которую символизирует неосторожное обращение Рокка с «лучом жизни», где сам Рокк - это власть, «луч жизни» - способы воздействия государства на людей (идеология, пропаганда, контроль), а рептилии, пресмыкающиеся и страусы, вылупившиеся из яиц - само общество, сознание которого исковеркано и повреждено. Совсем другой, более разумный и рациональный способ управления обществом символизирует профессор Персиков и его научные эксперименты, требующие осторожности, учёта всех тонкостей и внимательности. Однако именно этот способ искореняется и исчезает вовсе, потому что толпа ведома и не желает самостоятельно разбираться в тонкостях политики.

Смысл

«Роковые яйца» — своеобразная сатира на советскую власть, на её несовершенство в силу её новизны. СССР — это словно одно большое, не проверенное на опыте, а потому опасное для общества изобретение, обращаться с которым пока что не умеет никто, из-за чего происходят различные неполадки, сбои и катастрофы. Общество в «Роковых яйцах» - это подопытные животные в лаборатории, подвергающиеся безответственным и недобросовестным экспериментам, которые служат явно не на пользу, а во вред. Необразованные люди допускаются к управлению этой лабораторией, им доверяются серьёзные задачи, выполнять которые они не в силах из-за неумения ориентироваться в социальных, научных и других сферах жизни. Вследствие этого из подопытных граждан могут получиться моральные чудовища, что приведёт к необратимым катастрофическим последствиям для страны. В то же время непросвещенная толпа безжалостно обрушивается на тех, кто реально может помочь ей преодолеть трудности, кто умеет пользоваться изобретением национального масштаба. Интеллектуальная элита истребляется, но заменить ее некем. Весьма символично, что после смерти Персикова уже никто не может восстановить утраченное вместе с ним изобретение.

Критика

А. А. Платонов (Климентов), рассматривал это произведение как символ осуществления революционных процессов. Согласно Платонову, Персиков - это создатель революционной идеи, его ассистент Иванов - тот, кто эту идею осуществляет, а Рокк - это тот, кто решил ради собственной выгоды использовать идею революции в искажённом виде, а не так, как положено (ради общей пользы) - в результате пострадали все. Персонажи «Роковых яиц» ведут себя так, как описал однажды Отто фон Бисмарк (1871 - 1898): «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы». Некоторые критики считали, что «Роковые яйца» написаны Булгаковым ради забавы, но члены РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) негативно отнеслись к книге, достаточно быстро рассмотрев в этом произведении политическую подоплёку.

Филолог Борис Соколов (р. 1957) пытался выяснить, какие прототипы были у профессора Персикова: это может быть советский биолог Александр Гурвич, но если исходить из политического смысла повести, то это - Владимир Ленин.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 -1914 гг. он учился на медицинском факультете Киевского университета, а когда получил звание «лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт. Поскольку в то время в глубинке не хватало врачей, Булгакова вскоре отзывают с фронта и направляют в село Никольское Смоленской области. Впоследствии Булгаков описал этот период своей жизни в восьми рассказах, составивших цикл «Записки юного врача» (1925 – 1927). Тяжелый повседневный труд, постоянные перегрузки привели к недугу, точно воспроизведенному в одном из рассказов цикла – «Морфий» (1927).

События времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова, во время поездки в Москву он пытается освободиться от военной службы, но ему не удается остаться в стороне. Когда в 1919 г. Булгаков возвращается в Киев, писателя, по его собственным словам, последовательно призывают на службу в качестве врача все власти, занимавшие город. Биографы расходятся в определении позиции, занятой Булгаковым в период гражданской войны. Очевидно, что он вновь пытается уйти с военной службы и не участвовать в боевых действиях. Однако его привлекают для работы в госпиталях.

Во время службы в составе Добровольческой армии А.Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья «Грядущие перспективы». В 1920 г. Булгаков окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности. Работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из них были поставлены на сцене местного театра.

Приезд в Москву связан с началом нового периода творчества писателя, названного «фельетонным». Он становится постоянным сотрудником газеты «Гудок». Писатель сотрудничал и с другими газетами. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

В то время Булгаков брался за любую работу – от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье. Ученический период заканчивается уже в 1922 г., когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести:»Похождения Чичикова», Красная корона», «Чаша жизни», - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

В рассказах «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», в сборнике «Трактат о жилище» писатель оттачивал свою сатирическую технику, опробовал и накапливал отдельные приемы, чтобы позже использовать их в романах. Так, многие эпизоды, вошедшие в «Трактат о жилище», потом в развернутом виде появятся в романе «Мастер и Маргарита». Писатель подсказывает это читателю, вводя в повествование образ автора, работающего над романом», от которого небу станет жарко».

Проблематика ранних повестей Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанных в 1923 -1925 гг.) мало чем отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность вымышленные существа. Они перемещаются по пространству произведений с необычайной скоростью, превращаясь как в живые существа, так и в отдельные предметы. Главные герои одержимы идеей реализации благих намерений, но результат оказывается прямо противоположным. Другим вариантом невозможности реализации задуманного является неправильное и непродуманное применение научных открытий.

На творчество М. Булгакова ощутимо непосредственное влияние прозы Н.Гоголя, определившее мироощущение многих писателей 1920-х годов. Как и его предшественник, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создает образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

В «Дьяволиаде» писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названо административным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздает взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некой высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определенной системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» Булгаков обращается к изображению ученых. Одновременно писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях. Иной тип героя был необходим Булгакову и для определения собственной позиции. На основе воспоминаний Н. Северцовой, прототипом главного героя, профессора Персикова послужил ее отец, видный ученый-зоолог А. Северцов.

Внешность Персикова и парафраз его имени, по мнению некоторых исследователей, содержали отдельные черты облика В.И. Ленина. Вначале Персиков изображен нелепым чудаком, но постепенно в его характеристике поступают трагические черты: образ становится символом гибнущей культуры. Символическая картина «всеобщей катастрофы» завершает повествование.

Правда, в отличие от повести «Дьяволиада», действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах, где рассказывается о появлении гигантских змей, используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план. Картины опустевшей Москвы, через которую идут воинские подразделения, вокзалов, оцепленных пехотой, людей, стремящихся убежать из города, напоминают описания родного Киева. Можно сопоставить также строки романа «Белая гвардия» с описанием пустых киевских улиц и движущейся по городу красной кавалерии в письмах писателя к родным, чтобы убедиться в сказанном.

По форме произведения 1920-х годов представляют нечто среднее между фельетоном, памфлетом, и рассказом. Их жанровую структуру можно определить и как бытовые повести, поскольку писателем точно и подробно воссоздаются отношения периода нэпа. Ярко выраженное авторское отношение к описываемому отметили и современники. После выхода «Дьяволиады» Е. Замятин пишет в статье «О сегодняшнем и современном»: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт». М. Горький называл «Роковые яйца» «остроумной вещью». Одновременно о произведениях Булгакова высказывались и противоположные точки зрения. Охарактеризовав «Собачье сердце» как «острый памфлет на современность», Л. Каменев полагал, что повесть «печатать ни в коем случае нельзя».

Основная сюжетная схема повести «Собачье сердце» заимствована из апокрифического сказания о сотворении человека. В нем говорится о том, что до Евы Господь создал Адаму жену по имени Лилит, но она обладала таким скверным характером, что Господь превратил Лилит в прах, и создал из ребра Адама новый вариант женщины по имени Ева. Писатель пародийно преображает евангельский мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. Он соединяет фантастический сюжет превращения собаки в человека с описаниями реалий 1920-х годов.

Одновременно автор последовательно вводит читателя в круг библейских ассоциаций. Символично звучит имя главного героя повести профессора Преображенского. Он носит фамилию, четко указывающую на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Квартира профессора находится на Пречистенке (возникает явная ассоциация с образом Пресвятой Богородицы). По вине Шарикова в квартире происходит потоп (гоняясь за котом, Шариков вывернул кран в ванной). Наконец, чудесные превращения, которые совершает профессор Преображенский, фиксирует в журнале его помощник Борменталь (аналог евангелиста). Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Как и в ранних произведениях Булгакова, ироническая тональность повести сменяется нарочитым сарказмом. «Преображение» Шарика оказывается лишь очередным этапом научных исследований. Профессор не смог достичь поставленной цели – открыть секрет омоложения человека. Диалог профессора с пациентом и звучащие рефреном слова: «Снимайте штаны, голубчик», - окончательно превращает картину в пародию. Авторское отношение к происходящему отражено и в последних заключительных сценах произведения: Шариков снова становится собакой, ведь в новом мире у всех должно быть «право на права», иначе говоря, равенство перед законом.

Отношения самого писателя с властью складывались трудно и противоречиво. Булгаков одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем.

Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным прологом становится роман «Белая Гвардия».

Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагических событий.

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор констатирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

В пьесе «Дни Турбинных», поставленной в 1926 г. МХАТом и шедшей с неизменным успехом многие десятилетия, центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство.

В пьесе «Бег» (1926 – 1927) Булгаков показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков, генерал Хлудов) пока не видят своего реального места в новой действительности. Писатель отчасти выразил и свою собственную позицию. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х годов. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой.

Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер отец писателя в возрасте 49 лет). 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (основатель жанра древнегреческий поэт Менипп, III в. до н.э.), роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», и если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре (2, 16, 25, 26).

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: