Птица гамаюн в славянской мифологии. Мятежные гамаюне Встреча c вещей птицей

Современная энциклопедия

Гамаюн - ГАМАЮН, 1) (персидское) в восточной мифологии священная птица, символизирующая счастье, богатство, власть (человека, на которого упадет ее тень, ожидают богатство, удача и т.п.). 2) В памятниках русской письменности (с 17 в.) райская птица. На… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 3 вещая птица (3) вымышленное существо (334) птица (723) … Словарь синонимов

Гамаюнсотр. Русск. вестн. 1898 г.Венгеров С. А. Критико биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. СПб., 1889 1904 …

ГАМАЮН - (Г. и г.; по др. рус. поверьям – сказочная райская птица вещунья с человеческим лицом) ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ Загл. АБ899 (I,19); Я птица печали. Я – Гамаюн. Ахм910 (344.1); Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей, ib.; … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

В древнерусской языческой мифологии вещая птица, посланница богов. Всем, кто умеет слышать тайное, она сообщает о происхождении земли и неба, богов и богинь, людей и чудовищ, птиц и зверей. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

гамаюн - гама юн, а (мифол.) … Русский орфографический словарь

гамаюн - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

гамаюн - A сущ; 209 иск см. Приложение II (в славянской мифологии: вещая птица) гамаю/на мн. гамаю/ны гамаю/нов Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый г … Словарь ударений русского языка

Гамаюн, Валерий АнатольевичЧрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Демократической Республике Конго (Киншаса) с октября 1998 г.; родился в 1940 г.; окончил МГИМО в 1962 г., Дипломатическую академию МИД СССР в 1982 г.; работал на различных… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Гамаюн , К.Д. Балмонт. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года (издательство "Stokkhol"m Sievernye ogni")…
  • Гамаюн , Вл. Орлов. Новая книга В. Н. Орлова "Гамаюн" - художественно-документальное повествование о жизни великого русского поэта. Она знакомит с личностью Александра Блока - человека ихудожника, с окружавшими…

В русском фольклоре есть немало сказочных и загадочных существ, наделенных определенными способностями и являющимися предвестниками грядущих событий. Вот и птица Гамаюн предвещает избранным личностям верховенство и счастье, хотя в некоторых источниках ее называют вещуньей печали и смерти.

Кто такая птица Гамаюн?

Само название имеет иранское происхождение и переводится как «благословенная», «благородная», «царская». Первые упоминания о ней в русской книжности можно встретить в трактатах Козьмы Индикоплова, которые возникли на Руси не позднее 15 века. В них Гамаюн – это птица, посещающая мифические острова в восточном море рядом с раем и источающая чудесное благоухание. Тогда ее изображали без лап и крыльев. Она летала, используя для лавирования хвост и никогда не касалась земли, цепляясь перьями за ветки деревьев, когда хотела отдохнуть.

Такое заблуждение имеет под собой определенные истоки. Дело в том, что в начале 16 века в Европу стали привозить чучела птиц без лап и крыльев. Торговцы называли их райскими птицами и объясняли, как они летают и живут. Позднее стало известно, что местные жители просто обрезают им части тела и используют в качестве . Но мифический образ уже сформировался и нашел свое отражение в культуре, изобразительном искусстве и поэзии как символ вечного полета и пророчества.

О чем поет птица Гамаюн?

Это мифическое существо знает обо всем на свете и многое способно поведать, оно:

  1. Приносит власть тем, над кем она предельно низко пролетит, практически задевая крыльями голову.
  2. Птица Гамаюн умеет предвидеть будущее и его исход.
  3. Она может предупредить об опасности, защитить, оказать покровительство.

Ее изображают на многих флагах и гербах как символ возрождения и обновления, счастья и чудодейственной силы. После появления картины В. Васнецова «Гамаюн птица вещая», которую он изобразил чернокрылой с мрачно-прекрасным женским лицом, ее стали наделять трагическим смыслом:

  1. Изящный, но объятый ужасом лик с запекшейся кровью предвещает голод и пожар, казни, гибель.
  2. Мрачный образ птицы-пророка используют в своем творчестве поэты. А. Ахматова наделяет ее печалью и способностью сводить путника с нужного пути.
  3. В. Высоцкий показывает ее как дающую надежду на пробуждение Родины ото сна. В дальнейшем художники изображают ее с женской головой и грудью.

Символ Гамаюн

Существует миф, что если отправиться за пером этой птицы, то можно попасть в волшебную страну. Сложено немало легенд и притч, в которых фигурирует перо птицы Гамаюн. Вот одна из них:

  • Охотник хотел застрелить эту птицу из лука, получив не только ее перья, но и тело. Она усыпила его и предложила в награду «правду» и «неправду». Он выбрал второе и много путешествовал по всему белу свету, но когда вернулся, не нашел своего дома. Долго скорбил он об утрате и вдруг увидел на дереве, где он в последний раз видел птицу, такую надпись: «Неправдою весь свет обойдешь, да назад не воротишься».

Это птица является посланником Бога Велеса. Гамаюн в славянской мифологии – это:

  1. Глашатай Богов, пророчащая счастье и предсказывающее события тем, кто способен слышать тайное.
  2. "Пропевшее" золотую книгу Вед существо, имеющее представление обо всем на свете, поэтому к ней может обратится за советом каждый желающий.
  3. Проводник в царствие Морфея. Ведь что такое птица Гамаюн – это существо, которое «гамаюнит», то есть «убаюкивает». По поверью она летит с востока и с несет с собой смертоносную бурю. Вместе с тем она напоминает человечеству о высших ценностях и смысле бытия.

О Гамаюн , вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни. Её образ встречается в живописи, искусстве. Есть она и на гербах русских городов. Кто такая Гамаюн? Какова ее роль в славянских мифах и легендах?

Гамаюн - мифическая волшебная птица в русской культуре. Жила она в Светлом Ирие - месте обитания Богов. Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного, имя использовалось как название в топонимике. Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить. Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

Каков внешний вид птицы Гамаюн?

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные. Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это огромная птица. Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой. Во многих описаниях указано, что Гамаюн не имеет ног, иногда даже крыльев. Так про нее рассказывают в древней рукописи:

Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому.

Таким образом, птица это необычная, неземная. Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу - там ее видят.

Почему Гамаюн - птица вещая? Какие еще у нее способности?

Издавна было поверье про Гамаюн:

Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову - быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет - это чревато большими бедами.

Если же падает на землю и погибает, то знак предвещает смерть высокопоставленного лица, князя. Летит с востока - грянет страшная буря. Погоду менять она тоже может: ветер вызывает, дождь кличет.

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил. Вообще же, вещей Гамаюн известно все: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить такая птица волхованию, способности делать предсказание. Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет. Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят. Однако явление Гамаюн - однозначно счастье как в настоящем, так в будущем. К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей - подсказывает им волшебные истории, образы.

Гамаюн - воплощение поэзии, магии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей. К тому же, Гамаюн воплощает мистическое начало в природе. О ней говорили наши предки. Вспомним о Гамаюн, других таинственных созданиях и мы, изучая славянскую мифологию!

Подробнее о славянской мифологии.

По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.

Родина гамаюна — остров Макарийский, но в своих путешествиях полуптица посещает практически все земли, предпочитая для остановок светлые лесные опушки, удаленные от мест обитания людей, также часто она посещает Ирий.

Способности

Птица-гамаюн способна предсказывать будущее, а так же раскрывать ложь, она знает все на свете: что было, что есть и что будет.

Как бороться?

В славянской мифологии нет указания на наличие сверхъестественной живучести у гамаюнов , однако можно предположить, что как и обитатели Ирия, они не стареют, но при этом уязвимы для любого земного оружия. И все же бороться с полуптицей невозможно, так как она знает наперед все, что произойдет, но и нет смысла противостоять ей, так как гамаюн не нападает на людей и не стремится причинить им вред.

Сирин, Алконост, Гамаюн - птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире - 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском - 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) - человекоконь, стреляющий из лука, Грифон - крылатый лев с головой орла, Дракон - крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком - это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) - близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах - воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв - нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре - большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены - морские девы необыкновенной красоты - входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и . Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) - в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов - одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев - Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце - сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на , предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой - признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево - скорее всего, это знакомое многим выражение - «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц - Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Птица гамаюн

Гамаю́н - по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова - «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Картина Васнецова

Первоначально - из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии - сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы - «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн - птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…

Просмотры: 7 191

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: